14 марта во всех епархиях Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2010 года отмечается празднование Дня православной книги. Это празднование приурочено к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет в марте 1564 года.

Появление письменности стало важнейшим культурным событием на Руси. Грамота на этой огромной территории существовала издавна, однако книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи «Повести временных лет» излагается история о киевском князе Ярославе Мудром, ценившем книжное учение и собравшем в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, которая к концу ХI века насчитывала около ста тысяч рукописей. В «Повести…» можно прочесть проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах — неизмеримая глубина».

Мало кто знает, что Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Анна, дочь Ярослава Мудрого, ставшая впоследствии королевой Франции, была единственным (!) грамотным человеком в королевской семье и подписывалась «Анна русса». А как подписывался король? Он просто ставил крестик! По мнению специалистов, факт изобретения в 1444 году немцем Иоганном Гуттенбергом под 1037 годом показывает лишь о хорошей технической оснащенности европейцев, но вовсе не свидетельствует о большей грамотности.

Основателем русского книгопечатания в России и на Украине стал Иван Фёдорович Фёдоров (Московитин) (ок. 1510–1583). Сведения о его биографии — весьма скудны. Гипотетически установлена только дата его рождения — около 1510 года. Однако происхождение и основные жизненные этапы так и остаются невыясненными окончательно. Известно лишь, что он учился в Краковском университете в 1529-1532 гг., где получил степень бакалавра, и здесь же познакомился с учением гуманистов, античной литературой, изучил греческий язык. Будущий первопечатник жил и работал в Малороссии. Изветно, что он изобрел многоствольную мортиру, чем прославил себя как пушечный мастер. Приехав в Москву, Федоров оказался в окружении митрополита Макария. В столице он получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле и работал в комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок).

В 1553 году повелением царя Ивана Васильевича IV и благословением Митрополита всея Руси Макария в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (ныне Никольская улица рядом с Кремлем). Заведение новой «друкарни» (типография — от нем. drucken «печатать») требовало долгого времени: для напечатания книги «Деяния и послания святых Апостолов» необходимо было сделать оборудование, отлить шрифты. Да и сама подготовка текста «Апостола» (сокращенное название книги «Деяния и послания святых Апостолов») требовала длительного времени. Сам текст был отредактирован при участии митрополита Макария. Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева (Мстиславцева) и Марушу Нефедьева. Так «хитрыи мастеры печатному делу» начали работу над своей первой книгой. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года (даты приведены по старому стилю — прим. ред.).

1 (14) марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга, над которой была проведена большая текстологическая и редакторская работа. Книга была оформлена по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала 16 в.) и заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.

Вслед за Деяниями св. Апостолов Фёдоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 — два издания Часовника (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.

К настоящему времени известны 12 печатных изданий Ивана Федорова — памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника — инициалами «И.Ф.». Отличительная особенность книг Федорова — наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

В Волгограде, 18 марта, в помещении Союза писателей пройдет празднование Дня православной книги, которое впервые было организовано по благословению Митрополита Германа в прошлом году. В нем примут участие: волгоградские писатели, занимающиеся православным краеведением, В. И. Супрун, Н. Ф. Бичехвост, В. И. Гомулов, С. М. Иванов, а также сотрудники Волгоградской областной библиотеки им. М. Горького, школьных и городских библиотек, педагоги. Как сообщает пресс-служба Волгоградской епархии Русской Православной церкви, собравшиеся смогут ознакомиться с изданиями Волгоградской епархии и библиотекой епархии, с новинками православной литературы и с планами на будущее местных писателей, выслушают стихи воспитанников Елизаветы Иванниковой. Иеромонах Лазарь (Куликов) и М. А. Пронин представят фильмы о православном Волгограде, о монастырях и плавучих храмах.