27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии — гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Прошло 53 года, а завеса тайны вокруг этого трагического события до сих пор не рассеялась. Со временем появляются все новые и новые версии причин этой катастрофы...

Сегодня наиболее интересных из них я (на правах ведущего рубрики) предлагаю читателям Инфокама. Выбор автора материала не случаен. Данная публикация принадлежит перу смоленского журналиста Николая Кеженова. В прошлом мы работали с ним в газете «Красное знамя», выходившей на родине первого космонавта. Его отличительной чертой всегда была дотошность при сборе материала и творческое осмысление фактов и предположений. Мне кажется, не изменил он этому правилу и при подготовке данной статьи, опубликованной в газете «Рабочий путь».

На месте гибели Гагарина и Серегина
На месте гибели Гагарина и Серегина

Все новое — это хорошо забытое старое...

Очередная точка зрения о причи­нах гибели космонавта номер один недавно появилась в британской прессе. Ее авторы считают, что во время полета на учебном истреби­теле МиГ-15УТИ, пилотируемом Гагариным и летчиком-инструктором Серегиным, произошла разгерметизация кабины самолета из-за не­закрытого вентиляционного крана. После этого, следуя инструкции, летчики начали резкое снижение, но, неверно оценив ситуацию, ввели самолет в крутое пике. Оба потеряли сознание, самолет врезался в землю и взорвался.

По сути, англичане подхватили версию Игоря Кузнецова — бывше­го сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке. Он первый предположил, что в само­лете мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины пилоты обнаружили только на вы­соте 3-4 тысяч метров. После этого они попытались резко снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в две тысячи метров, однако быстрый перепад давления вызвал у них потерю сознания.

По этому поводу известный историк авиации Николай Якубович заявил, что есть огромный опыт Великой Оте­чественной войны и войны в Корее, позволяющий сделать противополож­ный вывод. Летчики, выполнявшие подобные пикирования с высокими ско­ростями, даже находясь в самолетах с негерметичными кабинами, не теряли сознание и контроль над самолетами. По его мнению, Гагарин и Серегин по­пали в многоярусную облачность и не смогли правильно сориентироваться в пространстве. «Самолет старый, поэтому, скорее всего, эта трагедия — дело случая. Если бы там не было Га­гарина, никто бы сейчас и не вспомнил о катастрофе», — считает специалист. Он отмечает: потери ориентации в про­странстве у летчиков во время сильной облачности на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 случались нередко и порой приводили к трагедиям. В документах Министерства авиапромышленности начала 50-х годов зафиксировано не­сколько подобных случаев.

Этот же авторитетный эксперт отвергает версию, что самолет с Гагариным мог попасть в вихревой след от другого самолета, из-за чего перевернулся и начал падать. «Опы­ты попадания самолета в путный след проводились неоднократно, но не приводили к опрокидыванию самолета», — напоминает Якубович. Правда, есть и другие факты, опро­вергающие это мнение.

Всему виной сердечный приступ?

Довольно часто при обсуждении проблемы всплывает версия бывше­го начальника Центра подготовки космонавтов Н. Ф. Кузнецова. По его свидетельству, Серегину в те годы нездоровилось, он жаловался на сердечные боли. В последнем полете во время выполнения виражей ему опять стало плохо, очевидно, вновь случился сердечный приступ. Летчик расстегнул ремни кресла и парашюта. Гагарин, выполняя вираж, не сразу за­метил состояние своего инструктора, а тот свалился на ручку управления. Первый космонавт не бросил друга в беде и боролся до конца. Почти десять минут он ходил кругами над деревней Новоселово, что в Киржачском районе Владимирской области. Когда шансов на спасение уже не оставалось, кос­монавт погиб вместе с инструктором.

Впрочем, информацию о плохом самочувствии Серегина опровергали Герман Титов, Алексей Леонов и дру­гие космонавты. В чем-то совпадает с мнением Николая Якубовича вер­сия летчика-космонавта Владимира Аксенова, который вместе с Юрием Гагариным проходил 27 марта 1968 года предполетное медобследование, но полетел на другом самолете. Он уверен: экипаж Гагарина и Серегина совершил ошибку в сложных ме­теоусловиях и не сориентировался в обстановке, что и привело к траги­ческой развязке. Аксенов уточняет: метеоусловия в тот день были весьма сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

Подвела техника?

Кандидат военных наук В. Дудин считает, что к трагическому исходу последнего полета Гагарина и Се­регина привели несколько причин. Главная — самолет МиГ-15УТИ был далеко не идеальным с точки зрения его устойчивости в воздухе. В до­кументах по его испытанию; а затем в многочисленных актах расследо­вания катастроф и аварий система­тически отмечались неустойчивость по крену и предрасположенность к самопроизвольному сваливанию в штопор. Особенно, когда под кры­льями размещались дополнительные топливные баки, ухудшавшие аэро­динамику самолета. Как раз такие баки и подвешивались на «спарке» Гагарина. Вывод подобного само­лета из штопора получался далеко не у всех летчиков, точнее, у многих не получался.

И не случайно, по данным «Рос­сийской газеты», за пятнадцать лет наиболее активной эксплуатации МиГ-15УТИ (с 1965 по 1979 год) с этим летательным аппаратом произо­шло 99 авиационных происшествий: 25 аварий и 74 катастрофы с гибелью людей. Только в 1967 году, всего за год до трагедии Гагарина — Серегина, отмечено 11 авиационных происше­ствий, в том числе пять катастроф. В 1968–1974 гг. ежегодно наблю­далось 5-6 трагических исходов на учебно-тренировочных «спарках».

Слухи и домыслы

Существует немало версий (на уровне домыслов и слухов), противоречащих официальным ис­точникам. К примеру, не перевелись у нас «знатоки», пытающиеся до­казать: пилоты перед полетом пили водку. А, когда их якобы не пускали на взлетную полосу, Гагарин повы­сил на подчиненных голос. Эта «на­родная» молва легко опровергается: при медицинском исследовании ал­коголь в организме членов экипажа не обнаружили.

Кое-кто заявляет, что у Гагарина был конфликт с высшим руководством страны, хотя абсолютно никаких дока­зательств этой версии не существует. Другие распространяют нелепый слух, мол, первый космонавт сам подстро­ил катастрофу, сымитировав свою гибель. А после случившегося еще много лет прожил под чужим именем в одном из поселков Оренбургской области, где и погиб на охоте из-за несчастного случая.

Ходит в народе и другая — конспирологическая версия о «советском лунном» заговоре. Согласно ей Гага­рин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а не­сколькими днями раньше — на новом космическом корабле, запущенном на Луну.

По-прежнему муссируются слухи и о столкновении самолета со ста­ей птиц или с воздушным шаром-зондом. Поговаривают даже и о том, что в «спарку» попала ракета, запущенная кем-то с земли.

Официальные же выводы специ­ально созданной государственной комиссии таковы: экипаж из-за из­менившейся в полете воздушной об­становки (подробности не указаны) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пилоты пытались вывести машину в горизонтальный полет, но столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Кстати, многие специалисты от­мечают серьезные нарушения в планировании полета, неудовлетво­рительную организацию радиолока­ционного слежения и неисправность части оборудования. Вот почему профессор Военно-воздушной ака­демии С. М. Белоцерковский и гене­рал Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в той слож­ной ситуации он мог и должен был отменить полет Гагарина и Серегина. Но он этого не сделал.

Истина где-то рядом

Сегодня, как считает большинство экспертов, наиболее близка к истине версия летчика-космонавта России Алексея Леонова, который был чле­ном правительственной комиссии и опирался на исследования профес­сора С. М. Белоцерковского.

У автора этих строк хранится диктофонная запись выступления космонавта на Гагаринских чтениях в 2008 году. Проясняя ситуацию, Алексей Леонов сообщил: в день авиакатастрофы на аэродроме «Чкаловский» почему-то не работали локаторы высоты и азимута. Одновременно с полетом Гагарина и Серегина в этом же районе поднимался в воздух с аэродрома «Жуковский» истребитель СУ-15. Ему отводилась высота 10-12 тысяч метров. Опускаться ниже летчик про­сто не имел права.

В тот же день в районе города Киржач Владимирской области на­ходилась «лунная группа» космонавтов во главе с Леоновым, совершавшая тренировочные прыжки на пара­шютах. Неожиданно они услышали взрыв, а потом характерный хлопок, обычно возникающий при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Интервал между двумя звуковыми эффектами составил 1,5–2 секунды. В дальнейшем этот факт для след­ствия окажется очень важным.

Алексей Леонов на вертолете по­летел сначала на аэродром «Чкаловский» и, узнав, что самолет Гагарина не отвечает, направил винтокрылую машину в сторону деревни Новосело­во. Там и увидел следы катастрофы.

Вскоре нашли останки Серегина, а от Гагарина — только планшет и портмоне. При этом подумали, что он катапультировался и потерялся. Однако утром обнаружили и останки Юрия Алексеевича, его кожаную куртку и все остальное. Стало ясно: Гагарина больше нет в живых.

Алексей Леонов считает виновни­ком трагедии самолет СУ-15, пилот которого нарушил запрет и с высоты 12 тысяч метров опустился ниже, а затем включил форсаж и ушел на свой аэродром. В условиях плохой видимости он просто не мог видеть самолет МиГ-15УТИ. Мощным по­током реактивной струи самолет Гагарина и Серегина перевернуло. Дальнейшее известно.

В ответ на возражения тех, кто утверждает, будто реактивная струя не может перевернуть другой само­лет, Леонов привел такой пример. В ноябре того же 1968 года в Алма-Ате самолет ЯК-42, не выдержав дистанцию, взлетел на 30 секунд позже ИЛ-76, и его буквально пере­вернуло. И он упал на землю... Вер­сию Леонова проверили с помощью компьютера, и все подтвердилось. Настораживает, что до сих пор никто открыто не назвал фамилию летчика, пилотировавшего СУ-15.

Время открыть секреты

После гибели Гагарина в Совет­ском Союзе был общенациональный траур. В истории страны это первый случай, когда его объявили в связи со смертью человека, не являвшего­ся действующим главой государства. Известно также: перед полетом в космос Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо. Долгое время родные и близкие Ге­роя не знали о нем. И только после катастрофы под Киржачем письмо вручили Валентине Гагариной — су­пруге первого космонавта.

А между тем на страницах перио­дики и в Сети не прекращается появ­ление новых версий гибели Колумба Вселенной. И справедливо считает Николай Якубович: если открыть ис­следователям доступ к засекреченным документам, касающимся исследования гибели Гагарина, то прекратятся всякого рода спекуляции о причинах трагедии. Но до сих пор архивные до­кументы не обнародованы и обломки самолета, на котором совершили последний полет Гагарин и Серегин, по-прежнему скрыты от любопытных взоров в одном из секретных НИИ Министерства обороны.

Николай Кеженов.

«Выпьем горькое вино за помин души...»

В моем архиве много фотографий, свидетельствующих о трепетном отношении российских космонавтов к памяти своего первого командира.

К сыну. Кремлевская стена - место захоронения Юрия Гагарина
К сыну. Кремлевская стена - место захоронения Юрия Гагарина

Достаточно сказать, что по инициативе А. А. Леонова на родине Юрия Гагарина в течение последних тридцати восьми лет регулярно проводятся общественно-научные чтения, посвященные памяти первого космонавта нашей планеты. Примечательная деталь, 9 марта в гости к смолянам приезжают не только убеленные сединами космонавты, начинавшие свой путь вместе с Юрием Алексеевичем, но и те, кому еще только предстоит преодолеть земное притяжение. Именно в родной деревне космонавта Клушино я и встретился в первый раз с будущим пилотом корабля «Союз Т-2» Юрием Васильевичем Малышевым.

К сожалению, раньше времени уходят из жизни и близкие друзья первого космонавта. Казалось бы, только недавно на встрече со смолянами Алексей Архипович Леонов заметил, что из первого отряда космонавтов в живых остались только четверо. Но, несмотря на состояние здоровья трое из них вновь приехали к землякам Гагарина. А теперь и он ушел в мир иной...

Но сегодня, я уверен в этом, множество людей придут к памятному знаку на месте гибели Гагарина и Серегина. Также как и все эти годы, к обелиску вновь будут возложены живые цветы, символизирующие неувядаемую память о настоящих героях нашей страны.