Закончилось еще одно и, увы, не последнее телевизионное ток-шоу, где в очередной раз на всю страну полоскали в грязи когда-то святое имя Учитель… В душе никаких чувств уже нет. Никаких. Душа отмирает… И что там ток-шоу — поговорят и разойдутся. Страшнее другое. То, что задумано и реализуется в «чудесном» нашем Министерстве образования и науки. И что называется модернизацией образования.

Чего изволите?..

Какое красивое слово: от французского «модерн», значит, «новое»… Действительно, новое на Руси дело — чтобы учитель доказывал, что он не осел, не дурак и не бездельник, за просто так получающий зарплату! Это теперь называется модными словами — сбор портфолио профессиональной компетентности…

Наполняй папочку справочками, бумажечками: от начальства, от родителей, от учеников… «Пожалуйста, дайте Марь Иванне отзыв хороший. У нее от этого зарплата аж на тыщу рублей будет больше. А если ты, Марь Иванна, будешь двойки ставить и родителей в школу вызывать, ругать за прогулы и окурки в школьном туалете, — не дадим тебе хорошего отзыва. И сама ты в дураках будешь».

Господи, это какое же унижение для учителя!

Нет, не то беда, что учитель бегает, собирает доказательства, так сказать, качества своей работы. Это можно пережить, и не такое переживали. Беда глубже и страшнее. Беда в том, что в результате всех этих нововведений разрушается глубинный национальный, веками формировавшийся Образ Учителя. Происходит десакрализация самого имени Учитель… Про такого педагога — издерганного, поставленного в систему мелочных зависимостей, — уже никто и никогда не напишет так, как написал Николай Некрасов: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…». Впрочем, те, кто это придумал, знали, что делали. Почитаем в документах, кто есть мы теперь. Мы теперь не просветители (ведь так некогда называлось наше ведомство?), мы теперь «образованцы», бюджетники (звучит почти как «нахлебники»). Мы больше не «сеем разумное, доброе, вечное»… Мы теперь оказываем услуги (не зря требуют сверху в школах создать уголок потребителя образовательных услуг) — так же, как оказывают услуги парикмахеры, официанты, проститутки…

Считая годы до пенсии

За последние годы так много говорилось о ЕГЭ. Всякого — и хорошего, и совсем нехорошего, но никто не назвал одного из главных его пороков. ЕГЭ — это оскорбление всего российского учительства со стороны государства, оскорбление недоверием…

В течение 11 лет дети предоставлены в полное распоряжение учителя: делай с ними что хочешь, учи как хочешь, вкладывай в их головы любые свои идеи, ставь им какие считаешь нужными оценки (я, конечно же, утрирую, но по сути это так). А на выходе из школы — учителю полный вотум недоверия. Не сметь приближаться к ученику! А то вдруг подскажешь или вместо тройки просто так или за взятку пятерку поставишь. Получается, что учитель — это продажное существо, и потому он должен быть изгнан из экзаменационной аудитории. Хороша реформа, ничего не скажешь.

И еще. Своими новациями чиновники взорвали педагогические коллективы изнутри, стравив педагогов через различную оценку их работы. Конечно, мы все люди разные и результаты в работе имеем разные, но не настолько, чтобы заработная плата одного была в несколько десятков раз больше, чем у другого! Но как губительна такая атмосфера вражды, зависти и склок, посеянная внутри педагогических коллективов, для дела воспитания школьников! Ведь воспитываем мы все вместе, сообща, и никак по-другому это невозможно сделать…

В президентской «Новой школе» — увы, язык не поворачивается назвать ее «нашей» — звучат высокопарные слова о некоем «Новом Учителе»… А в голове возникает сразу немало вопросов. От очевидного: «А „старые“ вас чем не устраивают?» до банального: «А где вы их, „новых“, возьмете — с Марса, что ли, завозить будете? И, думаете, найдется много желающих на таких условиях идти работать в школы?»

Из раза в раз руководитель упор делает на то, что «Новый Учитель» должен владеть компьютером… И это все? А как же быть с духовно-нравственным ядром личности учителя? Неужели кто-то думает, что первое качество важнее второго? Или со вторым все само собой устроится? Если кто-то так полагает, то сильно ошибается.

Владение новой техникой без должного развития души человека способно привести только к большой беде. «Чингисхан с телеграфом, — подчеркивал Лев Толстой в свое время, — гораздо страшнее Чингисхана без телеграфа».

Да, собственно говоря, о чем это я? О личности учителя… По Их замыслу теперь это будет уже и не учитель, а некий «тьютор». Кто далек от темы, поясняю популярно: тьютор — это служащий типа проводника в вагоне поезда: встретил пассажира, проводил на место, постель выдал, чайку принес, в нужное время разбудил и высадил на какой-то очередной станции. Понятно, что в роли пассажира выступать будут наши дети.

Ну и как, вдохновляет вас такая перспективка? Меня лично — нет…

А в голове все чаще крутится крамольная мысль: «Слава тебе, Господи, что мой ребенок уже окончил школу. И учили его не какие-то тьюторы из Их „Новой школы“, а наши „старые“ русские учителя из советской школы, те самые, которые и нас некогда учили!».

Завершился 2010 год. Завершился широко разрекламированный Год Учителя…

И хочется спросить: «Учитель, что переменилось в твоей судьбе? Ну хоть на одну капельку? В какой точке твоей профессиональной деятельности ты ощутил помощь и поддержку государства? Дай ответ».

Не дает ответа… Русское учительство молчит. И это молчание измученных, деморализованных, а теперь публично битых и судимых (сколько таких историй выплеснулось на страницы СМИ) очень показательно. Учительство не видит своего будущего и, сжав душу, считает годы до пенсии: кто по выслуге лет, кто по старости…

Статус равен зарплате

А молодежь? А молодежь демонстративно не идет в школы. Это ли не лучший критерий состояния дел в профессии? И дело не только в деньгах… Хотя почему и не в них? В обществе с господствующей буржуазной идеологией, в обществе, где царит культ денег, а их количеством оценивается все, молодежь не может не признать, что зарплата учителя в 4–5 тысяч рублей за ставку — это и есть его статус, его положение на самой нижней ступени социальной лестницы. А рекламные кампании правителей, поблестев всеми цветами радуги, как мыльный пузырь лопнули…

И я думаю: лучше ли мы стали жить? Нет. Богаче? Нет. Тогда что же изменилось? Перемены есть: в виде реального усиления бюрократизма, возросшего нервного напряжения, неуверенности в завтрашнем дне, страха… И осталась у учителя только одна радость — радость общения с детьми, его воспитанниками. В класс придем мы и дело будем делать мы — так, как умеем, в меру своего ума, сил и способностей.

Поэтому пусть сочиняют хоть тысячу новых стандартов и хоть тысячу новых программ… Петю и Васю будет учить читать и писать все та же Марь Иванна. И так, как сумеет.

И за то ей низкий поклон…