«Атаманский» глаз, око коня Батыя, галица Пугачева, проклятое золото Разина… Сказания и легенды сделали Волгоградскую область своеобразным кладоискательским центром Нижнего Поволжья. Именно здесь гуливал Разин, вершил «праведный» суд Пугачев, форсировал Волгу великий хан Батый. И все эти люди несли славу богатейших людей своего времени. И все, согласно легендам, набили кладами землю волго-донского междуречья. Говорят, самому старому кладу их сказаний перевалило за 700 лет. Почтенный возраст.

Даже знаменитый знаток московской жизни, писатель Гиляровский специально съездил на Волгу, чтобы написать репортаж в своем знаменитом исследовательском стиле. Местный сопровождающий рассказывал писателю: «Много золота-серебра зарыл он (Разин — прим. авт.). Вот гляди, гляди: все расковыряно, все ямы. Еще когда я мальчиком был, так уже ямы были. Все поклажу атаманову искали». (Рассказ «Суслик», 1928 год.)

Бугры атамана

Сокровища лихого атамана Степана Разина уже несколько веков бередят умы кладоискателей. Множество людей оставили на волжской земле свои накопления, пытаясь разыскать клады. Кое-кто даже сошел с ума. Про таких разное говорили: даже то, что они лично увидели Разина, потому что колдун он и ночной призрак.

Писатель Евгений Марков отметил в своей книге: «Бугров Стеньки Разина» на Волге очень много. Мы их видели и у Дубовки, и у Караваинки, и за Камышином. Каждое приволжское село в этом отношении имеет свои собственные преданья. Среди живописных «столбичей» горного берега нам показывала и «стол Стеньки Разина», и «тюрьму Стеньки Разина» в глубоком лесном логу; один из бугров называется почему-то «Шапкою Стеньки Разина», может быть, от сходства своих очертаний с формою меховой шапки. Рассказов волжских жителей о погребах и подземных кладовых Стеньки тоже не переслушаешь. Простой народ верить здесь этим рассказам с детскою искренностью, и не один предприимчивый простолюдин убивал свои силы и средства, отыскивая по разным старинным заметкам эти неведомо где зарытые сокровища».

Засмоленные горшки с золотыми монетами, пушки, в жерлах которых тоже упрятано золото, как рассказывают, «разбросаны» по Волге-матушке на большой территории — От Самары до Астрахани. Одно из знаменитых кладовых мест Разина — так называемая «Стенькина тюрьма». Это ущелье, расположенное в 10-12 километрах от райцентра Даниловка Волгоградской области. Еще более известен бугор Степана Разина и Ураков бугор, которые находятся в 40 километрах выше города Камышина. Согласно легендам, именно в этих местах (бугров здесь много!) зарыта большая часть золота и драгоценностей, награбленных атаманом.

По слухам, под Камышином следует искать и легендарный «Атаманский глаз» — алмаз, который современники описывают, как «замечательной красоты». Он был захвачен Разиным во время так называемого похода «за зипунами» в Персию. Оттуда Разин вернулся в шелках и злате, чем поразил всю Астрахань. На его атаманском стругу «Соколе», как повествует писатель Евгений Марков, веревки и канаты были свиты из чистого шемахинского шелка, паруса были сшиты из ярких персидских тканей, у самого атамана на плечах была великолепная соболья шуба, крытая драгоценною восточною парчою.

Однако не даются клады в руки! Об этом ведает множество легенд. Примечательно, что во многих из них сходится одна деталь: спрятав клад, Разин для примета (раньше говорили именно так — прим. авт.) сажал вербу. Поэтому и клады именуют «вербными». Впрочем, есть другой вариант про яблоню. Он гласит: «Закопал Разин клад и, встав над ним, воткнул в землю палку. Что-то пробормотал… и скрылся. А народ после шептался: «Непростой человек палку воткнул. Стала она расти да расцвела яблоней, только яблоки на ней были бессемянные. Люди-то, натурально, ведали, что в кургане под яблоней клад положен, однако же копать не решались. Заклятый клад был, нечистые охраняли Стенькино добро».

Историк Вяткин приводит такую легенду: «Много у Стеньки было всякого добра. Девать его было некуда. По буграм да по курганам волжским Стенька золото закапывал. В Царицынском уезде курган небольшой стоит, всего каких-нибудь две сажины вышины. В нем, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен. Целое судно, как есть полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла — судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево… Сказывают, что доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно: клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро».

Мистики в подобных повествованиях немало… Как рассказал infokam.su руководитель клуба исторических изысканий «КамышинStar» Леонид Смелов, атамана волжской вольницы Степана Разина и при жизни считали колдуном, а уж после смерти вообще не обидели жуткими сказаниями. Дескать, обернулся лихой атаман призраком, потому что продал душу дьяволу и был проклят семью соборами. Ныне бродит он по земле и охраняет свои клады, потому что привязан к ним на веки-вечные. Среди жителей камышинского района известен рассказ «о заговоренном Разине»: дескать, перед тем, как возродить на Руси истинную правду, пришел Степан к колдуну Ураковой горы и попросил сделать его неуязвимым для врагов — «заговорить». За это отдал он душу свою дьяволу, но стал непобедимым. В 1610 году Царицынский воевода сообщал царю:  «Того атамана и есаула Разина ни пищаль, ни сабля - ничего не берет».

Рукавицы Пугачева и прочие сокровища крестьянского бунта

Вторым в списке тех, кто любил утаивать сокровища в земле, идет предводитель крестьянской войны Пугачев. Согласно легендам, этот разбойник зарыл большой клад у села Лесной Карамыш в Даниловском районе. По одной из версий, пугачевский клад был зарыт в земле, по другой — затоплен в болоте возле речки Карамыш. Болото давно пересохло, а вот память о сокровищах осталась. Члены Саратовской ученой комиссии в своих трудах уточнили эту историю в том плане, что именно утопил Пугачев, а также поведали о галице (руковице) разбойника.

По их сведениям, в болоте Пугачев утопил шкуру, наполненную деньгами. Кроме того, рассказывают, что Пугачев зарыл бочку с деньгами в саду у пастора села Лесной Карамыш, причем оставил в бочке одну «галицу» (рукавицу), вторую — взял с собой. Клад достанется человеку, у которого будет пара к оставленной с кладом рукавице.

Однако самым притягательным является поиск золотой короны Емельяна Пугачева. Согласно местным преданиям, невероятной красоты пугачевская корона, усыпанная бриллиантами, была спрятана вождем мятежных крестьян в одном из курганов близ станицы Пугачевская в Котельниковском районе Волгоградской области. Именно в этой короне Пугачев провозгласил себя царем Петром Третьим, когда начал готовиться к походу на Москву.

Два верных коня Батыя

Еще одной золотой мечтой кладоискателей являются кони хана Батыя. Батый «огнем и мечом» прошел по Руси и достиг Европы, он поистине считался царем мира. Поэтому и коней отлил из золота, которое, по преданию, собрали с жителей Рязани и Киева. Золотые кони Батыя находились в столице Золотой Орды. Глаза коней представляли собой крупные рубины.

По одной из легенд, кони случайно утонули в волге во время переправы. По другой версии, они пропали, когда войско хана Мамая русичи доблестно разгромили на Куликовом поле. Тогда, считают кладоискатели, их следует искать в одном из заволжских курганов.

По другой легенде, после смерти на чужбине тело Батыя привезли в наши степи и похоронили на одном из холмов Ахтубы. Тут говорится уже об одном коне, которого похоронили вместе с вождем. Эта легенда до сих пор распространена в Заволжье — сегодня, наверно, возле каждого села вам покажут место, где лежит легендарный конь.

Камышинская переволока

В 1696 году после взятия Азова Петр Великий решил реализовать план по соединению Дона с Волгой посредством строительства канала между Иловлей (приток Дона) и Камышинкой (приток Волги) в районе современного города Камышина.

Петр — поклонник иноземцев и всего иноземного — призвал исполнить замысел некоего Иоганна Бреккеля. Это человек в сути дела разбирался мало, но авантюристом, видимо, был отменным. Он лихо взялся за строительство, но работу свою доблестно провалил: прорыв четыре километра канала и выстроив один шлюз, Бреккель пустил воду… И шлюз прорвало! Опасаясь (и не без оснований!) царского гнева, он бежал за границу.

До сих пор на Волге ходит легенда, будто инженер так много крал денег и так морил солдат на работе, что, когда дело дошло до отчета, он сел в коляску, запряженную тройкой лихих скакунов, и помчался к отвесному обрыву Волги. Кони с коляской, инженером и сокровищами навсегда исчезли в водах великой реки…

По другой легенде, клад «немца» (Бреккеля) спрятан на берегу Иловли. «Немец проворовался на строительстве, — рассказывают бывалые люди, — сбежал от строгого царского глаза. Он нагрузил карету серебром и золотом, запряг тройку лучших лошадей и, напившись в стельку, направил их с обрыва. Как видим, пьяная поездка к обрыву повторяется достаточно часто. Ни кареты, ни денег никто не смог достать. Мало того, поговаривают, что клад в руки не дается, потому что немец «шугает»: то колеса проколет, то лопаты сворует. В Петров Вале издавна вздыхают: «Кто вокруг клада крутится, тех немец и пугает, не пускает».