Главный редактор Татьяна ШуваеваМой рассказ сегодня — для тех, кто заинтересован в том, чтобы у нас ещё оставались (и не выживали, а полноценно жили и плодотворно работали!) газеты, радио, телевидение, которыми бы мы все могли гордиться. Я только что из первопрестольной, где прошла встреча представителей медиаотрасли, общественно-политических кругов, государственных органов власти, администраций и департаментов субъектов Российской Федерации. Их пригласили оргкомитет конкурса «Золотой фонд прессы» и издательский дом «Журналист» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Какие сюрпризы приготовило нам правительство, как преодолевать трудности, создаваемые несовершенным законодательством? Как выживать в новых условиях? Это и многое другое обсуждали участники делового форума «Качественная пресса России и перспективы её развития», собравшиеся в конгресс-центре торгово-промышленной палаты Российской Федерации представители трёхсот изданий из восьмидесяти регионов страны.

Напомню, проект Знак отличия «Золотой Фонд прессы» призван содействовать продвижению к читателям качественной прессы, пропагандирующей высокие нравственные принципы, способствовать интеллектуальному обогащению российского народа и духовному возрождению России. В этом году Знаком качества отмечено всего 262 российских издания, в числе которых и еженедельник «Вести Камышинского района».

Бравурно-приподнятое настроение после вручения наград изданиям-победителям Знака отличия «Золотой Фонд прессы» сменилось напряжённо-деловым уже после первых выступлений. Необходимый импульс работе форума дал генеральный директор издательского дома «Журналист», главный редактор журнала «Журналист», председатель оргкомитета знака отличия «Золотой фонд прессы» Геннадий Мальцев. Редакциям сегодня приходится решать непростые задачи в условиях, явно не способствующих развитию качественной прессы: критерии журналистского труда размыты, в медиасфере всё чаще приходится сталкиваться с нарушениями этических норм. В этом свете актуальной становится необходимость придания нового звучания Кодексу профессиональной этики российского журналиста. Остроту ситуации придаёт переход редакций в новые экономические условия, связанные с разгосударствлением и сменой правовой формы собственности.

Некоторые ораторы констатировали общеизвестные вещи, говоря о загнанных в «угол» медицине, образовании (о ЖКХ и вспоминать не стоит!), о том, что средств в жизненно важных сферах не хватает (и как слабо, неполноценно работают эти финансируемые по остаточному принципу сферы) и о том, что средства массовой информации всегда были и остаются зеркалом общества. Забавно, но далее, следуя логике, оставалось лишь вслух произнести вопрос:

— Коль уж у нас всюду разруха, нужна ли такому некачественному государству качественная пресса?

Впрочем, в ходе работы форума и организаторы, и приглашённые постарались ответить на этот вопрос с тройным утверждением:

— Необходима.

Да, коллеги, как это ни парадоксально, но мы нужны своей стране именно качественными. Естественно, трудностей всегда хватает: и тиражи падают, и финансирование год от года тает как снег весной, и не хватает журналистов (потому что энергичные и талантливые за смешные зарплаты не соглашаются выполнять нашу «собачью» работу и даже в Москве молодые кадры на вес золота — ау, выпускники журфаков!). Но у нас есть читатели, и мы в ответе перед ними; мы, хотим этого или нет, формируем речевую культуру (а значит, и культуру мышления) равно как и общественное мнение.

Открытие форума. Геннадий МальцевМожет, и удивительно, но оно пока важно и для представителей власти, и для руководителей профильных министерств и ведомств: а в неискренности в тот миг их трудно было обвинить — уж слишком откровенно и бурно проходили прения. Ответ перед самыми что ни на есть «акулами пера» — главредами СМИ со всей России (и не только) держали заместитель председателя комитета по информационной политике Государственной думы РФ Борис Резник, председатель комитета по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан Умаросман Гаджиев, заместитель генерального директора Межрегионального агентства подписки Александр Петренко, заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства РФ по печати и массовым коммуникациям Геннадий Кудий, начальник отдела печатных изданий и полиграфии Департамента государственной политики в области СМИ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Анастасия Минаева, руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» Ольга Князева.

Полноценная жизнь качественной прессы напрямую связана с прогрессом страны во многих направлениях, с нравственным здоровьем общества. Об этом говорили председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов и президент Московского полиграфического союза Олег Попцов.

Более детально раскрыл эту тему председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин: в нашей стране неутешительна статистика в плане поддержки распространения прессы. На фоне других государств у нас рекордно высокий НДС на распространение печатной продукции (18 процентов). Сравните, во Франции он не превышает 2,5 процентов, а в Великобритании и даже в Албании он и вовсе равен нулю. Скажем, в Штатах подпиской на периодику занимается Госдепартамент. А что у нас? На падение интереса к чтению (4 процента ежегодно!) правительство отвечает… блокированием просьб о снижении НДС.

Секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин остановился на теме «Денационализация и журналистика: поддержка или удар?», показав картину дня в сравнении. Например, в Норвегии с численностью населения, не превышающей количества проживающих в Краснодарском крае, ежегодная субсидия периодической печати в пересчёте на российские деньги составляет чуть больше полутора миллиардов. Могут ли российские СМИ мечтать об этом? Конечно, идеальная модель успешного развития издания, это наличие собственных контента, полиграфии и распространения, тогда, в принципе, о субсидиях не нужно будет думать. Но сегодня 60 процентов печатных СМИ вынуждены опираться лишь на подписку. Шаткая конструкция, не правда ли?

Сейчас уже многие представители местных властей признали рациональность заявления президента страны о том, что государственные органы не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Теперь копья ломаются в спорах по другому вопросу: каким образом это сделать, чтобы не нанести непоправимый урон редакциям. Дальнейшее обсуждение на форуме сводилось к нескольким положениям. Во-первых, процесс разгосударствления, конечно, необратим. Во-вторых, нужно научиться успевать за стремительно меняющимся законодательством, чтобы каждая редакция смогла сама определиться, есть ли жизнь после этого самого разгосударствления.

Может оказаться, что и нет. Скажем, как внезапно огорошил журналистов заместитель председателя комитета по информационной политике Государственной думы РФ Борис Резник, не будет поправки в закон «Об автономных учреждениях», благодаря которой «автономки» могли бы оставаться таковыми, не тратя лишних средств на переоформление учредительных документов в связи со сменой формы собственности.

— Мы приняли эту поправку лишь в первом чтении, а потом решили, что лучше принять рамочный закон, в котором будут оговорены положения об автономных СМИ. А пока всё остаётся в соответствии с действующим законодательством, и до 10 мая «автономки» должны быть ликвидированы либо изменить форму собственности. Думаю, до декабря этого года мы успеем принять новый закон.

Замешательство в зале сменилось весьма напористой реакцией тех, кто уже несколько лет работает в автономном «режиме». Но вопросов оказалось больше, чем ответов.

Не способствовало спаду дискуссионного напряжения и выступление представителя ФГУП «Почта России», красочно описавшей все трудности, которые приходится преодолевать этому учреждению. Здесь и изношенность оборудования, и большая доля ручного труда, и кадровые проблемы. И лишь благодаря государственной компенсации в 7,5 миллиардов рублей за два года «Почта России» не повышает тарифы на доставку печатных изданий. Издателям было понятно и без дополнительных объяснений, что предприятие нерентабельно, несмотря на вливания из госбюджета, и то, что больше 70 процентов с каждого подписного экземпляра любого печатного издания уходит именно ФГУП «Почта России». И при этом по всей стране, как это должно быть, день в день периодика не доставляется. Нормой стали опоздания доставки прессы в отдельных населённых пунктах даже на неделю. И при этом шквал претензий читателей, не получивших вовремя выписанную прессу, обрушивается именно на редакции. Немудрено, что руководству ФГУП пришлось выслушать нелестные отзывы:

— Читателям не интересно, как выпущена и доставлена периодика. Главное, чтобы она приходила своевременно. А пока речь идёт о нарушении конституционного права граждан на информацию.

— Вы говорите о грядущей у вас модернизации, о внедрении единой автоматизированной системы «Подписка», но не называете сроков. Да и о новых «вливаниях» государства речи не идёт. Значит, всё это уже можно было сделать, не дожидаясь разрухи в вашем ведомстве?

— Очевидно, что вы не в курсе того, как работают почтальоны на местах и за какую мизерную оплату труда. Неужели нельзя продумать не копеечную систему стимулирования их труда, особенно в отношении подписки, чтобы почтальонам не приходилось выполнять план, подписывая читателей всего лишь на один месяц?

Увы, многие из подобных вопросов утонули в пылу прений.

Тему разгосударствления СМИ завершил президент Альянса независимых региональных издателей, генеральный директор издательского дома «Алтапресс» Юрий Пургин. Участники обсудили предложения АНРИ по разработке концепции по разгосударствлению печатных СМИ, о внесении дополнений в главу 13-ю «Административные правонарушения в области связи и информации», о внесении поправок в Федеральный Закон «О рекламе». Подготовленная резолюция будет представлена в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Комитет по печати Госдумы.

И всё же завершённым разговор, состоявшийся на форуме, назвать сложно. Уж больно много «белых пятен» осталось за «кадром»: недодуманные рамочные законы, пока лишь обещания поддержки СМИ (механизм которой не продуман) через различные фонды. Здесь всё, как у нас — слезть с «шеи» муниципалитетов редакции должны до конца этого года, а вот когда их начнут поддерживать на серьёзном уровне, никто не знает (даже те, кто по долгу службы должен был бы это знать). Поэтому участники форума сошлись во мнениях: несмотря на ограниченный декабрём этого года срок, пороть горячку со сменой формы собственности не желательно. И всё же есть надежда, что коль уж государству нужна именно качественная пресса, то и поддержка (не путать с опекой!) будет соответствующая.

Конечно, высказывались и опасения, что, перепрыгнув из бюджетного «кармана», СМИ могут осесть в частных «кошельках», владельцы которых в свою очередь и будут заказывать «музыку». Но тут же звучали и предложения, как избежать этого. Просто власти придётся сделать над собой усилие и перестать бояться власти прессы, а прессе научиться, не заискивая перед властью, строить паритетные отношения с ней. Из этого и складывается формула доверия.

 

Цитаты форума:

Геннадий Мальцев:
— Качественная пресса имеет полное право хорошо жить и вправе рассчитывать на энергичную поддержку власти.

Всеволод Богданов:
— Мы утратили один из основных принципов журналистики — действенность. Национальные премии за действенность сегодня получают журналисты других государств, но, увы, не российские. Это ли не повод задуматься?

Олег Попцов:
— Конечно, не в одночасье, но из публикаций исчез положительный герой. Спросите себя, могут ли быть олигархи нравственными ориентирами для читателей? Ответ очевиден. На страницах СМИ произошла подмена элиты. И задача прессы — способствовать восстановлению истины.

Владимир Касютин:
— Уже есть примеры рентабельных моделей СМИ. Железногорская газета «Эхо недели» (Курская область): форма собственности — ЗАО, 68 процентов акций у редакции, остальное — у муниципалитета. Существуют прецеденты приватизации редакций, правда, их пока всего восемь в нашей стране. Как видите, есть к чему стремиться.

Умаросман Гаджиев:
— Если трезво посмотреть, какие средства тратятся из бюджетов, например, на строительство дорог, которых у нас всё равно практически нет, и на СМИ, то можно и найти средства на поддержку прессы. Это вопрос приоритетов власти.

Геннадий Кудий:
— Практика доказала, что Интернет не может заменить печатные СМИ. С другой стороны, редакциям необходимо искать новые формы привлечения читателя, в том числе и создавать электронные версии газет и журналов. Это действенный метод не только сохранения, но и увеличения тиража.