Более 200 школ отдельно для начальной и основной школы из 50 регионов России пройдут международное тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) по математике и естествознанию и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) по чтению для получения объективной информации о качестве образования в России, сообщает Центр оценки качества образования ИСМО РАО.

Волгоградская область рекомендована для участия в исследованиях Министерством образования и науки РФ. Регион представят учащиеся Алексеевской школы, Городищенской школы № 2, школы с углубленным изучением отдельных предметов № 1 им. Логинова (г. Волжский), школы № 102, 115 (г. Волгоград), Кумылженская школа № 1 им. Знаменского, Иловлинская школа №2 и школа №13 (г.Волжский), информирует комитет по образованию и науке администрации Волгоградской области.

TIMSS и PIRLS, реализовываемое Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA, в России проводится специалистами Центра оценки качества образования совместно с Министерством образования РФ. Цель исследования TIMSS: сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся средней школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся. Для выявления факторов, влияющих на качество образования проводится анкетирование учащихся, их учителей и администрации школы. В этом году 68 стран мира примут участие в исследовании TIMSS.

В 2007 году результаты российских школьников по качеству математического и естественнонаучного образования TIMSS превысили средние международные показатели: по математике. Россия из 59 стран вошла в десятку стран, продемонстрировавших наилучшие результаты, уступая только группе лидирующих стран. Анализ данных исследования российских школьников при переходе обследуемой совокупности учащихся из начальной школы в основную (2003-2007 годы) зафиксировал относительное снижение результатов по математике (на 20 баллов) и практически те же результаты по естествознанию. Результаты стран-участниц на четырех этапах исследования (в 1995, 1999, 2003 и 2007 годах) убедительно показывают, что лидируют одни и те же страны: Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Япония, чьи показатели по сравнению с Россией значительно выше. По отношению к другим странам положение России по математике изменяется не в лучшую сторону.

Исследование PIRLS сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы различных стран мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Анкетирование учащихся, их учителей и администрации школы позволяет сравнить содержание российских образовательных стандартов с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной подготовке учащихся в разных странах.

В 2006 году учащиеся 4 классов из России, Гонконга и Сингапура показали самые высокие результаты в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS. Исследование показало, что российские выпускники начальной школы стали смелее высказывать свою точку зрения. Учащиеся стали лучше находить информацию в тексте и формулировать выводы, динамика результатов показывает прирост среднего балла на 33 пункта по сравнению с 2001 годом (562 по сравнению с 529). На 37 баллов (563 по сравнению с 525) улучшилось овладение учащимися умений интерпретации, обобщения и анализирования информации, оценки содержание текста.