Первые комментарии «сколковской» пресс-конференции президента РФ Дмитрия Медведева появились в интернете едва ли не через несколько минут после ее окончания. Через некоторое время в ход пошла «тяжелая артиллерия» из числа самых известных российских политологов.

Общий настрой их оценок сказанного Медведевым можно свести к короткой констатации: «Ожидания не оправдались». И понятно почему. О пресс-конференции было объявлено заранее, в таком масштабе действующий глава государства за все три года еще не общался, а потому политологическое сообщество загодя поупражнялось в предсказаниях — о чем будет говорить президент. А главное ожидание тут — заявление Медведева о том, что он пойдет (или не пойдет — были и такие версии) на президентские выборы-2012.

Эта самая главная интрига так и осталась не проясненной, что и вызвало разочарование многих политических экспертов. Вот мнения некоторых из них.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Неясно, зачем нужно было выбирать это место и время. Чтобы потом сказать, что здесь не место и не время говорить о вещах, которые нас интересуют больше всего?».

«У меня такое ощущение, что президенту дали по рукам, — считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Журналисты ждут какой-то конкретики. Они ждут, чтобы он сказал: да, мы будем конкурировать. А он не сказал ни да, ни нет, и это ближе к нет. Но всегда можно дать задний ход. И вообще я не понимаю, зачем он на это пошел. Не давая конкретного ясного ответа, он выглядит слабовато».

А по мнению известного политолога Станислава Белковского, «главное — то, что он сказал насчет второго срока: что никаких заявлений до декабря, когда будут объявлены итоги парламентских выборов. А то административный ресурс может начать не так активно работать на «Единую Россию». В целом же, по словам Белковского, Дмитрий Медведев «подтвердил позицию легкого президента при тяжеловесе-премьере».

«Медведев демонстрирует, что хочет идти на президентские выборы, но хочет, чтобы его избрала вертикаль, созданная Путиным, — уверен политолог Дмитрий Орешкин. — Он понимает, что реальным избирателем является не народ, а путинская гвардия, бюрократия».

Между тем, на одном из федеральных телеканалов пресс-конференцию Медведева назвали «главным политическим событием года». Наверное, можно считать и так, даже несмотря на то, что президент РФ «не оправдал ожиданий» в части громких политических заявлений. Собственно, непонятно — почему он должен был заявить о своем решении по выборам-2012 именно сейчас? Дело тут даже не в том, что, мол, правящий тандем еще не определился, кому кем быть — наверняка этот вопрос решен Путиным и Медведевым еще тогда, когда Дмитрий Анатольевич был назван преемником Владимира Владимировича.

Все дело в предстоящих в декабре нынешнего года выборах в Госдуму РФ — именно это сейчас главная тема и для дуумвирата, и для сложившегося вокруг каждой его половины ближнего круга. Эти два центра влияния вокруг президента и премьер-министра отнюдь не политические антагонисты, как пытаются представить некоторые эксперты. Неслучайно Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Сколково в очередной раз сказал о своих взаимоотношениях с Путиным:

«Мы действительно с ним единомышленники. Что бы там иногда не говорили на эту тему, но у нас очень близкие подходы к ключевым вопросам развития страны. Но это не значит, что мы совпадаем с ним во всём, так не должно быть — это было бы очень скучно, да и просто неправильно. Каждый человек имеет право на собственные ощущения и на собственные подходы. Но в стратегии мы близки, иначе бы мы просто не смогли работать. А если бы мы не смогли работать, то вот это политическое партнёрство бы распалось, и сегодня у нас был бы другой политический ландшафт».

Как раз потому, чтобы сохранился нынешний «политический ландшафт», итог предстоящих выборов в Госдуму РФ так важен. Причем, Владимиру Путину, пожалуй, не столь нужен новый президентский срок, как возможность получить в парламенте страны конституционное большинство для возглавляемой им партии «Единая Россия». Это сохранит Путину его политическое значение. Для Владимира Путина при этом даже должность премьер-министра не обязательна; он может стать, например, спикером Госдумы РФ.

Да, «Единая Россия» может и не получить конституционное большинство в парламенте. Но это вовсе не означает, что в этом случае Владимир Путин непременно будет кандидатом на президентских выборах-2012. Есть еще один возможный сценарий.

Фактический конституционный пакет в Госдуме РФ «Единая Россия» может получить и без необходимого юридического большинства, если второе место займет партия, которая предсказуемо будет поддерживать «ЕР» при голосовании по самым важным вопросам государственной политики. Но это произойдет только в том случае, если Дмитрий Медведев возглавит на декабрьских выборах «Справедливую Россию» или обновленное «Правое дело».

Скорее всего, по нашему мнению, именно о таком своем решении и заявит Дмитрий Медведев, как он обещал на пресс-конференции в Сколково, «в ближайшее время», а отнюдь не о претензиях на новый президентский срок — с этим придется подождать исхода именно госдумовских выборов.

В пользу этой версии говорят те намеки, что явно сделал Медведев на своей пресс-конференции. Например, вот этот:

«Если я буду баллотироваться в Президенты, я, конечно, хотел бы опираться на определённые политические силы, по-другому невозможно. Это политические партии. Какие? Вы знаете, у нас политических партий не так много… На кого опираться? Ну, если я буду этим заниматься, я надеюсь опираться, в том числе и на тех, кто меня выдвигал…».

И еще одна красноречивая цитата:

«Может ли Президент создавать свою политическую силу. Да. Я считаю, что может. Ничего в этом плохого нет. Может ли Президент в нашей стране стать членом партии. Я уже сказал об этом недавно. Я считаю, скорее всего, так и будет, потому что большинство демократий развивается именно по такому сценарию. Просто мы в какой-то момент посчитали, что если в России Президент возглавит одну из партий — распадётся тот консенсус, который был очень нужен нашей стране в определённый период. Но сейчас у нас политические силы сформированы, возникли разные представления о том, как нам создавать свою страну, как нам её развивать, как нам её улучшать, поэтому Президент может возглавить одну из политических сил. Это неплохо».

Наверное, многие обратили внимание на то, как Медведев следил во время разговора с журналистами за событиями в Санкт-Петербурге, где как раз в это же время депутаты местного законодательного собрания лишали Сергея Миронова поста председателя Совета Федерации. При этом президент даже прервал свой ответ на очередной вопрос фразой: «О, пресс-служба Президента России: петербургские депутаты отозвали Сергея Миронова из Совета Федерации».

Трудно поверить, что спикера Совфеда РФ, третьего человека в политической иерархии страны, сместили только потому, что он «критиковал власть и «Единую Россию», да еще назвал Питер «самым коррумпированным городом» (это-то после сериала «Бандитский Петербург»!). У отставки Миронова явно политические цели, и почему бы, в таком случае, это не «зачистка» партии эсеров «под Медведева»?

В том, что Дмитрий Медведев возглавил бы парламентскую партию, как это сделал Путин перед прошлыми выборами в Госдуму РФ, есть и перспектива реального изменения политического пространства — появление той самой политической конкуренции, о которой так много говорится, и которой в наших российских реалиях невозможно добиться без участия, как принято говорить, «верхов».

Это в США действующий президент спокойно за полтора года объявляет о том, что пойдет на очередной президентские выборы в качестве кандидата, и понятно, что победит на них либо республиканец, либо демократ.

Россия же только учится демократии. Так что главные политические сенсации у нас еще впереди.