Региональная политика: анализ текущих событий

 

Сегодня в обзоре:

— Соглашение, ставшее сенсацией

— Роман Гребенников попал под пресс «Деловой России»

— Единороссы «потеряли» облсовпроф

1.

Главной политической сенсацией минувшей недели стало подписание президентами Украины и России соглашения о продлении пребывания российского флота в Севастополе. Черноморский флот РФ будет оставаться на своей исторической базе в Крыму еще четверть века после 2017 года, а потом — если стороны не заявят каких-либо иных условий — и еще пять лет.

Таким образом, был снят с повестки дня пожалуй самый болезненный для нашей страны вопрос российско-украинских отношений — наш флот после 2017 года остается на Украине. А что получила Украина? Беспрецедентное снижение цены на российский газ. Была выбрана нестандартная схема. Цена на газ снижается на 100 долларов за тысячу кубов газа. Причем — за счет обнуления вывозной пошлины для Украины — на 30 процентов. Другими словами, скидка будет сделана за счет бюджета Российской Федерации. Так что «Газпром» и его акционеры в итоге не понесут убытки.

В действующий между «Газпромом» и украинской стороной контракт вносятся изменения, касающиеся неприменения санкций за ежемесячную возможную невыборку газа (к слову, эти санкции «Газпромом» и не применялись). Достигнута также договоренность об увеличении в этом году поставок нашего природного газа на Украину. На этом украинская сторона сэкономит примерно три миллиарда долларов, а в следующем году еще около четырех миллиардов долларов. Из года в год эта сумма будет накапливаться. Речь идет о десятках миллиардов долларов. Эти средства будут учтены как плата за пребывание российского военного флота в Севастополе, начиная с 2017 года. Кроме этого, Россия взяла на себя обязательство с 2017 года продолжить оплату пребывания флота «живыми» деньгами, увеличив несколько сумму, которую платит сейчас и будет платить до 2017 года.

Кстати, потепление в отношениях двух стран смягчили позицию России и в отношении кредитования. Как сообщил на днях министр финансов РФ Алексей Кудрин, наша страна поддержит новую программу заимствований, которая позволит Украине получить у Международного валютного фонда (МВФ) кредит. Из 16,4 млрд. долларов, которые МВФ планировал выделить Украине, страна получила только 11 миллиардов тремя траншами. Четвертый (3,8 млрд.) должен был поступить в ноябре прошлого года, но так и не был переведен. МВФ засомневался в способности украинских властей правильно израсходовать кредитные средства. Сейчас на помощь Украине готова прийти Россия, которая имеет заметный вес в Международном валютном фонде.

Подписанное соглашение многие эксперты называют беспрецедентным, причем не только в экономической сфере, но и в политических отношениях двух стран. Не случайно Владимир Путин очередное заседание правительства РФ начал именно с достигнутых договоренностей между Россией и Украиной. Он, в частности, сказал:

«Хотел бы обратить внимание на то, что это исключительный случай. У нас очень много партнеров в энергетике и в газовой сфере, в том числе. Но у нас нет необходимости — так, как это делают некоторые страны — строить наши военные базы по всему миру, там, где у нас есть партнеры по газу или по другим нашим контрактам. Что касается Крыма, это, повторяю, исключительный случай. Так сложилось исторически. И по этому поводу прошу наших партнеров не беспокоиться и с аналогичными просьбами к нам не обращаться… Для нас это непростое решение, непростое потому, что это дорого. И тем не менее, я буду просить и нашу фракцию в Государственной Думе, и всех депутатов парламента ратифицировать это соглашение. А Правительство Российской Федерации прошу сразу же после ратификации представить проект постановления Правительства Российской Федерации о пошлинах. Подчеркну, речь идет о качественном прорыве в двусторонних отношениях между Россией и Украиной. И главное здесь — это даже не деньги, сэкономленные в Украине либо потерянные в России. Главное — это не газ и даже не флот, как бы все это важно не было для нашей страны, для Украины. Главное — это все-таки отношения между двумя народами, отношения доверия друг к другу, понимание общности интересов и исторических целей, чувство локтя. Вот все это будет составлять базу нашего будущего взаимодействия, фундамент нашего будущего взаимодействия с украинским государством».

Совсем по-другому увидели достигнутое соглашение бывшие президент и премьер-министр Украины — Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Кстати, весьма показательный факт. Еще 10 февраля, когда стало понятно, что на выборах побеждает Янукович, Ющенко подал представление в Конституционный суд с просьбой определить, может ли быть продлен срок пребывания Черноморского флота России. Ющенко отметил в своем представлении, что конституция запрещает размещение военных баз на украинской территории, а норма «Переходных положений», которые были приняты, чтобы узаконить нахождение в стране ЧФ, «применяется для конкретного случая, то есть одноразово». Но успеха экс-президент не добился — КС даже не принял дело к рассмотрению, сославшись на то, что оно ему не подведомственно.

А по горячим следам Ющенко уже не устроила экономическая составляющая соглашения. Он назвал снижение цены на российский газ для Украины в счет продления сроков базирования Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года капитуляцией. «За дешевый газ, экономически дискредитирующий страну, отбрасывающий нас от конкурентных возможностей, оставляющий неконкурентную экономику в том забытьи, в котором она находится, на вторую чашу весов ставят святыню каждой нации — суверенитет и независимость. Мне такой обмен не понятен», — заявил Ющенко. По его мнению, вопросы безопасности никогда не могут равняться вопросам экономической целесообразности. «Соломой надо топить, но быть независимыми. Понимать, что это — святое», — считает экс-президент.

Рассуждения Ющенко на фоне «достигнутого» в его правление выглядят, по меньшей мере, странно. Новому президенту он оставил страну с совокупным госдолгом в 33% ВВП. ВВП страны упал в прошлом году на 15,1%, инфляция составила 15,9%, а промышленное производство снизилось и вовсе на 25 процентов (это при том, что почти половина украинцев как раз заняты в промышленности). Заметим: миллиарды долларов, которые Россия фактически отдает за свой флот, это же не кредит с его обязательными процентами. По сути, эти деньги помогут Украине сделать свою промышленность конкурентоспособной со всеми вытекающими экономическими и социальными преференциями.

Между тем, проблем в продлении сотрудничества РФ и Украины по Черноморскому флоту не увидели не только в Евросоюзе, но и в НАТО. «Не вижу, каким образом это может препятствовать реформам, необходимым для евроинтеграции Украины», — заявил комиссар по расширению Евросоюза и политике соседства Штефан Фюле, говоря о подписанных в Харькове договоренностях. А официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай назвал подписание соответствующего соглашения двусторонним делом России и Украины. На недавней встречи глав МИД стран НАТО в Таллине обсуждались дальнейшие планы расширения альянса. Руководство НАТО вновь выразило надежду увидеть в будущем среди членов блока и Украину. Как дал понять генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, альянс готов пойти на серьезные уступки Киеву, закрыв глаза на правило, запрещающее вступать в блок имеющим на своей территории иностранные военные базы государствам. Во всяком случае, решение Украины продлить сроки пребывания Российского черноморского флота альянс не смущает. «Это двустороннее соглашение, и оно не повлияет на наши отношения как с Россией, так и с Украиной. Договор не мешает перспективным возможностям Украины присоединиться к НАТО», — подчеркнул он.

Подписанное соглашение между Россией и Украиной о Черноморском флоте стало неожиданным для многих политиков и экспертов. Но не исключено, что руководство нашей страны обсуждало этот вопрос со США. Во всяком случае, реакция Запада на это событие оказалась вполне лояльной для России. А это, в свою очередь, подтверждает, что Российская Федерация получила новое качество в мировой политике.

А для двухсторонних отношений России и Украины соглашение стало настоящим прорывом с той точки замерзания, на которую они фактически скатились при президентстве Ющенко. Как представляется, теперь в потепление отношений двух по сути братских народов должны вносить свой вклад региональные и муниципальные российские власти. Именно на местах дружественные связи наполняются подлинным человеческим содержанием. Не менее важно и взаимовыгодное региональное экономическое, культурное сотрудничество. Форм такого сотрудничества есть много. Почему бы, к примеру, не использовать опыт побратимства городов? Почему-то многим представляется, что только Волгоград как город-герой может «дружить» с другими городами. На самом деле ничто не мешает включаться в это движение другим городам области.

2.

Не так давно заместитель спикера Волгоградской городской Думы Геннадий Мурылев предложил внести в устав города поправку. Ее суть — выборы мэра Волгограду не нужны в принципе и город нужно отдать сити-менеджеру — наемному управленцу, работающему по контракту. Подобная практика в России существует, правда, в незначительных масштабах. Например, в нашей области такой Сити-менеджер есть в единственном числе — в Городище. Достаточно много их в нефтегазовых районах Севера, что в общем-то понятно: здесь нередко основное население составляют вахтовики. Есть только два крупных города, управляемых наемным главой, — Пермь (в которой нет миллиона жителей как в Волгограде) и Уфа. Но в последней до недавнего времени вообще не было местного самоуправления. Администрации территорий входили в структуру республиканской власти, а их главы назначались президентом Башкирии.

Многие почему-то считают, что главное достоинство намного мэра — возможность убрать его с должности, не дожидаясь очередных выборов. На деле же все далеко не так. Отстранение главы местной администрации от занимаемой должности — процедура не менее сложная, чем отстранение выбранного главы. Сити-менеджер назначается на пост решением местной Думы, им же и снимается с должности. А отозвать градоначальника, по закону, депутаты могу лишь тогда, когда в судебном порядке установлен факт нарушения главой администрации контракта в части решения им вопросов местного значения. Причем, такое понятие, как ненадлежащее решение вопросов местного значения, в Гражданском процессуальном кодексе РФ не значится, а случаи расторжения трудового контракта по инициативе работодателя строго оговорены Трудовым кодексом РФ. В силу этого на расторжение контракта может уйти времени больше, чем срок полномочий избранного голосованием градоначальника.

Многие эксперты считают, что легитимность (а ее как раз и определяют в первую очередь выборы) очень важна для власти, особенно муниципалитетов крупных городов. Какой бы городская Дума ни была «хорошей», несколько десятков человек, назначая сити-менеджера, вряд ли сделают это лучше населения самого города. Не надо забывать и о том, что сегодня муниципальные выборы — единственные, которые остались у нас на местах. И если отказаться от выборов тех же мэров, мы можем получить своего рода подрыв основ демократических устоев.

Не беремся ничего утверждать, но, похоже, что идея вице-спикера Волгоградской городской Думы касается исключительно персоны нынешнего мэра областного центра Романа Гребенникова. Во всяком случае, в последнее время против него активно выступают некоторые представители регионального отделения общественной организации «Деловая Россия». Об этом как раз шла речь на недавней пресс-конференции в реготделении «Деловой России».

За введение в Волгограде института сити-менеджеров, например, выступал директор НИИ общественных и гуманитарных наук Волгоградской академии госслужбы Виктор Пилипенко. А сопредседатель реготделения «ДР"Леонид Семергей, в частности, сказал: «Что касается ситуации с управлением в Волгограде, скажу следующее. Роман Георгиевич — выдающийся политик. Подтверждением тому служит хотя бы тот факт, что он в достаточно раннем возрасте достиг высоких карьерных точек. Пусть бы и занимался политической деятельностью. Быть может, вскоре получил бы повышение по партийной линии. А в исполнительной власти нужны несколько иные качества…».

А еще один сопредседатель Андрей Куприков добавил, что сегодня с главами городов, и Волгограда в том числе, в течение срока их полномочий практически ничего нельзя сделать. «Процедура их снятия — вещь очень серьезная. С одной стороны граждане должны иметь возможность избирать мэров своих городов. Однако их полномочия излишне завышены. Этот вопрос законодатели, я считаю, должны пересмотреть. В Волгограде на сегодняшний день ситуация такова, что мэр делает, что хочет и как хочет», — сказал Куприков.

Впрочем, не дожидаясь появления в Волгограде «института сити-менеджеров», совет Волгоградского регионального отделения ООО «Деловая Россия» исключил Романа Гребенникова из своих рядов. Согласно формулировке, прозвучавшей на общем собрании членов реготделения «ДР», мэр Волгограда был лишен членства в организации «из-за нарушения устава, противодействия работе организации на территории Волгограда, а также нанесения ущерба чести, достоинству и деловой репутации членов «Деловой России».

Вот как на это прореагировал сам Гребенников: «Решение об исключении меня из „Деловой России“ я воспринимаю не как мнение широкой предпринимательской общественности, а как решение кучки крупных волгоградских бизнесменов, чьи надежды присосаться к муниципальному бюджету я не оправдал. Почему-то эти люди решили, что, приняв мэра в ряды своей организации, они вправе манипулировать им, рассчитывать на серьезные преференции и удовлетворять за счет городского бюджета свои личные коммерческие запросы. Заявляю категорично: будучи избранным главой Волгограда народом, я никогда не шел и впредь не намерен идти на поводу у отдельных представителей бизнес-элиты в ущерб интересам всего населения. Если кто-то решил, что я могу быть марионеткой в чужих руках, то я должен их глубоко разочаровать».

Как деловороссы хотели «присосаться к муниципальному бюджету», Гребенников пояснил в своем же цитированном выше комментарии. Он подчеркнул, что пребывание в рядах одной общественной организации не заставит его нарушать закон, «лоббируя интересы принадлежащей господину Созарукову фирмы „БИО“ при проведении муниципального аукциона на благоустройство города или нанимая организацию, возглавляемую господином Куприковым, в качестве подрядчика на все проектные работы, выполняемые муниципалитетом».

Так что, судя по всему, тут, как говорится, ничего личного — только бизнес. Кстати, соглашение о сотрудничестве с «Деловой Россией» не так давно подписал и губернатор Анатолий Бровко. Как знать, может, и он «не оправдает доверия» руководителей местной «ДР» и тогда ему тоже светит исключение…

3.

В Волгоградском областном совете профсоюзов наконец-то появился новый лидер. Делегаты отраслевых профсоюзных подразделений на своей конференции избрали председателем облсовпрофа Павла Николаенко.

До своего избрания Николаенко был исполняющим обязанности руководителя местного совета профсоюзов. За кандидатуру Павла Николаенко проголосовали 96 из 162 участников тайного голосования. 61 голос достался его единственному оппоненту Николаю Епишину. Пять бюллетеней было испорчено.

Новый профсоюзный лидер проработает в этой должности до проведения очередной конференции, которая состоится в августе 2011 года. Напомним, 15 апреля исполком облсовпрофа утвердил только две кандидатуры на пост профсоюзного лидера: и. о. председателя Волгоградского областного совета профсоюзов Павла Николаенко и председателя обкома профсоюза железнодорожников Приволжской железной дороги Николая Епишина, не допустив к выборам бывшего директора по кадрам «ВгТЗ» Сергея Лунева.

За избранием нового лидера волгоградских профсоюзов была своя политическая интрига. Кандидатуру Николаенко лоббировал обком КПРФ, тогда как региональное отделение «Единой России» выступало в поддержку Николая Епишина. Больше того — за последнего, по нашим сведениям, выступала и областная администрация. К слову, первый заместитель главы администрации области Геннадий Чуриков (он и представлял обладминистрацию на профсоюзной конференции) до своего назначения был заместителем генерального директора по безопасности ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте», а Епишин как раз возглавлял обком профсоюза железнодорожников Приволжской железной дороги.

Что показательно: за Николаенко голосовали представители профсоюзов отраслей бюджетной сферы. Но и здесь не сработал ресурс ни «Единой России», ни — что более важно — администрации региона.

Так что победа Николаенко — это ощутимый проигрыш не только местной «Единой России», но и команды губернатора Анатолия Бровко. Эксперты не исключают, что новому профлидеру придется не просто в выстраивании отношений с региональной властью.

А если нынешний Первомай профсоюзы с подачи коммунистов проведут под лозунгами, направленными против федеральной власти, то это однозначно будет расценено как провал лично губернатора Бровко.