Политика: анализ текущих событий

У Общероссийского народного фронта, созданного Владимиром Путиным, появятся свои «толмачи». С 20 июня ОНФ начнет собирать в регионах предложения для будущей программы фронта (ее утвердит съезд «Единой России» в сентябре). Эту работу поведут доверенные лица (пока их около 30-ти), причем самые что ни на есть известные, например, Федор Бондарчук, Алексей Пиманов, Надежда Бабкина, Светлана Журова, Ирина Роднина, Александр Карелин и другие.

Собрать предложения с мест для программы ОНФ (читай для предвыборной программы «Единой России»), идея, безусловно, хорошая — причем, именно с точки зрения избирательных технологий. Но, как представляется, главная задача «толмачей» — масштабная агитация за идеи ОНФ, что должно повысить в итоге электоральное доверие к «Единой России», потому как цель целей Фронта — помочь «ЕдРу» получить в парламенте нового созыва конституционное большинство.

К «толмачам», можно не сомневаться, в начале официальной предвыборной гонки присоединятся и привычные уже агитбригады из звезд шоу-бизнеса (какой же фронт без агитбригад!).

Кстати, теперь в путинский фронт принимают не только общественные организации, но и единоличников. Частному лицу достаточно заполнить электронную анкету, затем подтвердить, что оно разделяет «цели и задачи» Общероссийского народного фронта. «В этой связи прошу считать меня присоединившимся к Общероссийскому народному фронту», — говорится в виртуальном заявлении на вступление. После нажатия кнопки «Подтверждаю» сообщается, что заявление принято, его можно распечатать и считать себя полновесным «фронтовиком».

Если дело пойдет с таким размахом и дальше, не исключено появление в ОНФ и иностранных «легионеров», и «сынов полка»…

Тем временем, Владимир Путин практически на каждой своей встрече с общественностью не устает напоминать о целях ОНФ. Так было и на недавней встрече с руководителями общественной организации «Союз транспортников России».

«Прежде всего, я хочу вас поблагодарить за принятое решение одними из первых присоединиться к Общероссийскому народному фронту, — подчеркнул Владимир Путин. — Хочу ещё раз сказать, для чего это было предложено, — для того, чтобы расширить общественную базу принятия наиболее важных решений на уровне муниципалитетов, регионов и на уровне Федерации. Прежде всего, конечно, речь идёт о работе в Государственной Думе. И последующее формирование Правительства тоже с этим связано напрямую. Мне бы очень хотелось, чтобы через инструменты «Единой России» на эти уровни власти приходили компетентные профессионалы, которые пользуются заслуженным уважением в своих отраслях».

Надежду Путина на то, что «через инструменты «Единой России» в Госдуме РФ и правительстве страны появятся «компетентные профессионалы», вдобавок ко всему еще и пользующиеся «заслуженным уважением в своих отраслях», можно трактовать — при желании — как отсутствие должного числа таких профессионалов среди нынешних депутатов Госдумы и министров правительства РФ.

В этой связи не лишним было узнать — а почему же «Единая Россия» не задействовала свои «инструменты», скажем, три с половиной года назад, когда получила в Госдуме РФ конституционное большинство. При таком-то «инструменте» не ответишь же, как мультяшный почтальон Печкин, который, как известно, был злым потому, что у него «велосипеда не было»… А если серьезно, то без ответа на этот вопрос непросто поверить, что теперь-то, благодаря ОНФ, как бы растворившему в себе «Единую Россию», долгожданные профессионалы появятся в вышеназванных коридорах власти.

А то, что в работе того же правительства РФ настала пора что-то (или кого-то) менять, в последнее время настойчиво дает понять президент РФ Дмитрий Медведев. Так было, например, на недавнем заседании президиума Госсовета, посвященным экологическим проблемам. Президент, в частности, напомнил, что после прошлогоднего аналогичного мероприятия давал поручения, которые оказались сорваны: «Ответственность в этом — правительства, которое не довело до конца целый ряд документов, и они не были внесены в Государственную Думу».

Днями же раньше Медведев высказался куда более определеннее, причем сделал это на совещании, посвященным проблемам русского языка. По мнению президента, в России «зачастую то, что не координируется президентом, не координируется никем. Но это плохо, это означает, что у нас абсолютно устаревшая, несовершенная система управления, которую необходимо менять. Потому что, когда все сигналы должны приходить только из Кремля, это показывает, что сама по себе система нежизнеспособна, надо ее настраивать».

Ряд политологов, как это уже было не раз в последнее время, слова действующего главы государства трактовал как более чем ясный намек на то, что Медведев все ж таки пойдет на президентские выборы-2012. И отставка правительства ближе к самим выборам будет его едва ли не главным козырем. Но это в контексте дня сегодняшнего, по нашему мнению, не принципиально. Слова Медведева безусловно свидетельствуют о том, что по крайней мере определенная часть в руководстве страны, в ее политической и бизнес-элите видит необходимость в кардинальных переменах в системе госуправления по всей его вертикали. А этого без перемен в политическом устройстве сделать будет невозможно.

По сути, среди наших элит уже есть раскол. И все ссылки на то, что правящий тандем тянет с решением — кому идти на президентские выборы в качестве кандидата — только потому, чтобы не расколоть эти самые элиты, не имеют под собой основания.

Владимир Путин тоже наверняка понимает, что госаппарат надо перестраивать. Но при этом ему явно претят резкие решения. Все возможные дальнейшие свои шаги он видит только в случае, если «Единая Россия» (плюс Общероссийский народный фронт) снова получит конституционный пакет в Госдуме РФ. Но как это парадоксально не прозвучит, именно ОНФ может не только не добавить «ЕдРу» электорального доверия, но и снизить его.

Когда-то КПСС на выборах выступала, если кто не знает, обязательно в блоке с беспартийными. И депутаты разного уровня тоже были не обязательно коммунистами. Но тогда КПСС была единственной партией. Нынешний же ОНФ, декларирующий себя как всенародное объединение, на самом деле есть подпорка «Единой России». А ведь есть еще три парламентские партии, за которые на прошлых выборах вкупе проголосовали миллионы россиян, почти половина пришедших на выборы. И что теперь, сторонникам этих трех партий, оппозиционных «ЕР», даже не беря в расчет других «несогласных», считать себя людьми второго сорта?

Беспрецедентная раскрутка ОНФ, которая фактически ведется на уровне правительства РФ, а значит, и всей вертикали исполнительной власти (только для написания программы создан целый институт!), при политической монополии одной партии, тесно переплетенной с бюрократическим аппаратом, уже сейчас вызывает отторжение у немалой части общества. А это — предпосылки того, что рано или поздно такая ситуация способна привести к социальному взрыву.

Неслучайно не так давно группа известных представителей российской культуры и общественных деятелей выступила с заявлением, в котором потребовала обеспечить равный доступ к участию в выборах всем политическим силам. Под этим документом подписались, в частности, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Наталья Фатеева, писатель Владимир Войнович, художник-мультипликатор Юрий Норштейн, режиссер Эльдар Рязанов, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и ряд других известных россиян.

«У нас вызывает серьезную тревогу ухудшающееся уже не первый год положение дел в сфере выборов, характеризуемое отсутствием реальной политической конкуренции, безудержными манипуляциями и фальсификациями в пользу представляющих власть кандидатов, произволом судебных и регистрирующих органов в отношении их оппонентов. Все это позволяет констатировать практически полное уничтожение в нашей стране института демократических выборов как такового», — говорится в заявлении.

И еще одна цитата: «Перемены назрели, откладывать их более нельзя. Попытка консервации существующего сегодня неконституционного порядка чревата серьезными социально-политическими потрясениями уже в самом ближайшем будущем. Ответственность за вакуум власти в стране и его катастрофические последствия целиком и полностью ляжет на президента России Медведева и главу партии «Единая Россия» Путина».