Источник: «Ваша газета» (http://www.vashka.ru)

Живет на работе

Раскладушка, столик, книжные полки, рыжий кот на телевизоре... Непонятно, каким образом все это уместилось в крохотной комнатушке два на три метра — единственном пристанище камышинского учителя физики Валерия Каракаева. В «комнате отдыха для учителей», переделанной из служебного туалета, педагог ютится уже три года.

— Распространенная шутка, дескать «он на работе живет», не так уж безобидна, как может показаться на первый взгляд, — горько усмехается Валерий Валентинович. — Потому что некоторым действительно приходится жить на работе. И не по своей воле...

В 1993 году Валерий Каракаев вместе с гражданской женой-камышанкой приехал в райцентр из Магаданской области. Вместе с супругой поселился в ее доме, на который, понятно, никаких прав не имел. Зато как переселенец с Севера, да к тому же еще бюджетник, имел все основания рассчитывать на льготное жилье.

— В очередь на квартиру я встал сразу же как приехал, — говорит Валерий Каракаев. — Конечно, я не рассчитывал обрести дом сразу, но то, что ожидание растянется на 18 лет... Нет, такое и в страшном сне не могло присниться. Так же как и то, что придется жить в бывшем служебном туалете.

«Спрятали в туалете»

Три года назад Каракаев разошелся с гражданской супругой — та выставила его на улицу. Валерию Валентиновичу ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью к директору школы № 18 Анатолию Кузнецову.

— Сначала меня поселили в лаборатории, потом «перевели» в туалет». Почему? Директору и учителям не нравилось, что ученики видят меня по утрам с зубной щеткой в руках, — рассказывает Каракаев. — То есть, ребята понимали, что их учителю приходится жить в школе. Видимо, это сильно смущало школьное руководство — и меня решили «спрятать» в туалете.

Будущее учительское жилье «облагородили»: сняли унитазы.

— Но запах-то никуда не делся! — восклицает Каракаев. — К тому же рядом с «моим» служебным туалетом находится клозет общественный, так что можете представить каково это — каждую минуту слышать и обонять, как люди справляют естественные надобности...

Обратились к президенту

Разумеется, Каракаев не раз пытался решить свой квартирный вопрос, но не преуспел.

— Один раз местные власти предложили мне переехать в комнату в общежитии, — продолжает педагог. — Я, было, обрадовался, но, когда увидел свое будущее жилище, пришел в ужас! Моя комнатушка, конечно, захламлена, но там — настоящая помойка. К тому же люди просветили: в этой комнате от туберкулеза умер человек. А никакой санобработки там проводить никто не собирался.

Между тем ученики Валерия Каракаева, среди которых, по его словам, — выпускники знаменитой Бауманки, работники прокуратуры и даже доктора наук, написали от своего имени обращение к губернатору Волгоградской области, депутатам областного и федерального законодательных собраний и президенту России с просьбой помочь их старому учителю. Потому что совсем скоро Валерий Каракаев может лишиться даже своего жалкого жилища: по закону образовательные учреждения относятся к разряду нежилых и проживание в них противоречит статьям 120 и 296 Гражданского кодекса РФ о гарантированном и общедоступном образовании.

— Мне придется снимать квартиру, вот только не совсем понятно на какие деньги, — сетует педагог. — Зарплата и пенсия у меня совсем мизерные...

«Никаких заслуг за ним не числится»

Обращения в высокие инстанции сделали свое дело: несколько недель назад Валерия Каракаева пригласили выступить на одном из федеральных каналов. Мы же в свою очередь обратились за комментариями к заместителю мэра Камышина, председателю комитета по образованию Владимиру Подхватилину и директору школы № 18, в которой преподает Валерий Каракаев, Анатолию Кузнецову.

— Мы всегда и во всем шли навстречу Валерию Каракаеву, — уверил нас Владимир Сергеевич. — Я лично предлагал ему переехать в общежитие после того, как узнал, что он живет в школе (кстати, за это директор образовательного учреждения Анатолий Кузнецов получил от меня выговор). Я даже пообещал сделать в его комнате (довольно немаленькой, кстати, — 18 квадратных метров) ремонт и поселить его там без прописки, чтобы он не «выпал» из очереди на жилье. Но он отказался, мотивировав это тем, что, по слухам, в этой комнате умер человек. Ну и что в этом такого? Освяти квартиру, да и дело с концом — раз такой суеверный!

Кстати, все его разговоры о том, что, мол, ученики у него заслуженные и сам он отличный специалист, — неправда от первого до последнего слова, — утверждает Владимир Подхватилин. —Да и учитель он довольно посредственный, никаких заслуг за ним не числится и знаменитыми воспитанниками Каракаев похвастаться не может. Будь я на месте директора, давно бы его уволил, но у меня нет таких полномочий. А Анатолий Кузнецов его просто-напросто жалеет...

— Он пришел к нам в школу в 1993 году, — говорит директор камышинской средней школы № 18 Анатолий Кузнецов. — Когда у него не заладилось с супругой и холодной осенью он остался на улице, я пожалел его: поселил в комнате отдыха для учителей.Да, изначально в ней был туалет, даже унитазы стояли, но никто по прямому назначению это помещение не использовал ни дня! Что он за человек? Да самый обычный... Исполнительный, дисциплинированный, непьющий и не прогульщик. Хотя, признаться, сложно не соблюдать трудовую дисциплину, живя в школе...

Комментарий специалиста

Юрий Корзеев, представитель службы Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области:

— Если факт 18-тилетнего нахождения гражданина в очереди на улучшение жилищных условий имеет место быть, то, разумеется, возникает логичный вопрос к органам местной власти. Абсолютно утвердительно при этом можно говорить о том, что жилищная проблематика в тех или иных вариациях для граждан остается наиболее острой. Именно эта тема доминирует в обращениях, поступающих на почту как федерального Уполномоченного по правам человека, так и волгоградского омбудсмена.