День 25 июля 1871 года, когда в Царицын пришел первый пассажирский поезд из Борисоглебска, является днем официального открытия станции Волгоград-1. Ежедневно со станции отправлялось и прибывало шесть пассажирских поездов. Первоначально вокзал был деревянным, но позже было построено каменное здание. В нем располагались буфет, два зала для пассажиров, на втором этаже имелись гостиничные номера. С момента появления в центре города вокзала рядом стала формироваться площадь. Она была просторной, чтобы на ней могли расположиться извозчики, телеги, а позже машины и автобусы, подвозящие пассажиров к поездам. Окончательно площадь оформилась в предвоенные годы. Здесь располагалась скульптурная композиция, изображающая детей, танцующих вокруг крокодила, ставшая знаменитой благодаря снимкам военного времени. Площадь называлась Вокзальной.

В 1925 году станция Царицын-1 была переименована в Сталинград-1. С первых дней Великой Отечественной войны работникам станции и вокзала Сталинград-1 пришлось выдержать огромную нагрузку. В город ежесуточно прибывало по 20-25 тысяч человек. 23 августа 1942 года во время интенсивной бомбардировки вокзал был разрушен. Работы по восстановлению железнодорожной инфраструктуры станции начались после окончания Сталинградской битвы. За 27 дней было построено временное деревянное здание вокзала, а весной 1943 года станция Сталинград-1 уже работала на полную довоенную мощность.

Как сообщает служба корпоративных коммуникаций Приволжской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», в настоящее время станция Волгоград-1 — внеклассная пассажирская станция, через которую ежесуточно курсируют около 120 пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения. Вокзальный комплекс, включающий в себя два вокзала, посещают ежедневно свыше 11 тысяч волгоградцев и гостей города. Протяженность станции составляет около 4 км. Сейчас на ней работают более 200 специалистов различных профессий: машинисты, сигналисты, осмотрщики вагонов, работники пассажирского комплекса. 17 человек из них награждены знаком «Почетный железнодорожник», трое — знаком «Почетный работник Волгоградского отделения», пятеро являются почетными работниками Приволжской железной дороги.