“Поздравляем комитет по образованию города Камышина, учителей и учащихся всех школ, особенно коллектив любимой школы № 11, с наступающим 2011-12 учебным годом! Желаем Новых достижений в труде и учебе!”

Участники встречи одноклассников 10 «А» класса 1971 года выпуска средней школы № 11.

Чем проверяется настоящая дружба, товарищество, любовь? Говорят, пудом совместно съеденной соли, взаимной заботой, готовностью в любое время прийти на помощь и, конечно, временем, которое способно притупить или обострить чувства. Такую проверку временем выдержали выпускники 10 "А" класса 1971 года выпуска средней школы №  11, которые З0 июля собрались на вечер воспоминаний в маленьком уютном кафе "Тихая гавань", спрятавшееся вблизи речки Камышинки у северной части Бородинского моста.

40 лет пролетели

Представьте себе - через 40 лет расставания мы, учителя, увидели не озорных мальчишек и симпатичных розовощеких девчонок с косичками, а тридцать солидных мужчин и прекрасных дам бальзаковского возраста, судьба которых после школы разбросала по всему миру и по всем весям нашей страны. Так, Таня Иванова поселилась и трудится в Италии, Саша Речкалов - на Украине. Владимир Крютченко защищал рубежи нашей Родины на Северном Флоте, был подводником и после службы в Гремихе обосновался с семьей в старинном городе Пскове. Александр Peчкалов пишет серьезные книги на исторические темы. Я прочитал его последнее исследование на тему: "Русь: путь к Украине" объемом в 600 страниц и понял, что он переплюнул меня как историка, и я этим горжусь!

Большинство ребят тоже побывали в разных регионах, но склонны жить и трудиться на своей малой родине: Светлана Глинская, Юра Плотников, Сережа Сивоконъ, Таня Ледяева, Алексей Мантуленко и другие.

Самое ценное то, что бывшие девчонки и мальчишки, работающие простыми тружениками и известными руководителями, медицинскими работниками, учителями, психологами, инженерами, имеющие своих детей и внуков, по-прежнему близки и интересны друг другу. Одна из организаторов встречи Светлана Глинская сказала: "У меня осталось совсем мало родных. Сейчас самые близкие мои родственники – одноклассники». Эти слова дорогого стоят:  В песне, которая исполнялась на встрече, есть такие слова: " Мы не скоро поймем как следует/ Чем на свете ты был для нас/ Верить в дружбу и спорить с бедами/ Ты учил нас, десятый класс!»

Можно представить себе, как было сложно организаторам подготовить мероприятие: интернет, телефон, страны, регионы, наконец,  денежные средства. Но они сделали это! И какие счастливые лица были у наши взрослых ребятишек, которые нашли возможность на пару дней оставить семьи, работу и прилететь, приехать, прийти на эту замечательную встречу.

Вскоре после первого "обнюхивания" и узнавания и мы, педагоги, среди которых были бывший классный руководитель 10 "А" - Валерия Александровна Иванова, учитель математики Тамара Васильевна Богданова, и я,  преподаватель истории, смешались с толпой гостей и словно помолодели на те же сорок лет.

Школа как мир

Школа № 11 построена в северо-восточной части города по соседству со стеклотарным заводом, рассчитана на 480 мест. В 60-70-х годах она работала с большой перегрузкой  - до 1200 учеников в две смены, а наполняемость в отдельных классах достигала 50 человек. Обучению подлежали дети, живущие в поселках стеклотарного и консервного заводов, на нефтебазе, КРБ, на "собачьем поселке" и в ДОСах.

Педколлектив состоял в среднем из 40 человек. Среди них треть состояла из ветеранов Великой Отечественной войны: Гладков Василий Иванович, Базунов Иван Михайлович, Пяткин Петр Михайлович и другие. Средний возраст администрации 30 лет. Не хватало опыта, допускали ошибки, просчеты, но проявляли старание. В целом, школа числилась в городе на хорошем счету. В учебном плане из года в год более половины выпускников 10-х классов поступали в высшие и средние специальные учебные заведения с первого захода.

Главная заслуга в достижениях коллектива принадлежала ветеранам. Под руководством биолога Анны Федоровны Дружининой, которая в годы войны дошла до Берлина и расписалась на рейхстаге, на северном склоне оврага за школой был разбит фруктовый сад. Участник войны учитель физкультуры Петр Ильич Харьковский был отличным организатором спортивно-массовой работы. Он подготовил целую плеяду тренеров-методистов из числа учащихся и хороших спортсменов: Анатолий Юдин, Александр Бондаренко, Люба Кузнецова, Люда Яковенко, Юрий Плотников и много других. А такие как Анатолий Стефко и Владимир Батырев стали тренерами городской детской спортивной школы. Футболист Коля Евтеев был спортивным комментатором камышинского радио. Владимир Кручинин наладил работу волейбольной секции. После окончания школы с золотой медалью он получил специальность инженера и был избран в городскую Думу 1-го созыва.

Под руководством учителя труда, удостоенного звания "Мастер Золотые руки", Сергея Григорьевича Абросимова, принимавшего участие в разгроме Японии, во внеклассной работе ребята создали трехместные действующие аэросани и обкатывали их по льду Волги со скоростью до 7-ми километров в час.

Не отставали от ветеранов и более молодые творческие учителя. Считаю, что коллективу учителей и учащихся к концу 60-x годов были присущи такие черты, как доброжелательность, трудолюбие, целеустремленность, вера в лучшее будущее, стремление быть впереди.

Устанавливая связь времен

Рассказывал об истории школы № 11 в 60-70-x годах, я ставил задачу: установить связь между прошлым и настоящим, доказать, что угол падения равен .углу отражения. Если воспитательная среда была положительная, значит адекватным должен быть и результат. Проще говоря, во время июльской встречи выпускников 10 "А"  я убедился, что наши юноши и девушки остались такими же частыми и честными, какими они были 40 лет назад. Они и есть россияне XXI века, настоящие, полноценные граждане России.

Вечер встречи выпускников прошел организованно, в  очень теплой атмосфере. Ведущие - Таня Сальникова и Светлана Глинская показали гостям документальный фильм о школе, классе, о школьных годах.

Со свечой памяти в руках вспомнили поимённо ушедших из жизни учителей. Каждый желающий получил возможность рассказать о себе,  о планах на будущее,  о своей семье, о детях и внуках. В ходе доверительной беседы выяснилось, что все эти годы одноклассники поддерживали друг с другом связь, что когда одному из них сделали операцию на сердце  и потребовалось редкое дорогостоящее лекарство, друзья обзвонили всех, собрали деньги и подняли товарища на ноги. Он был на празднике вместе со всеми.

Света Глинская-Малюк вышла в середину зала и подняла вверх старенький конверт. Она сказала, что к истории этого конверта причастны почти все присутствующие. Классный руководитель Валерия Александровна 40 лет назад проводила анкету: «Кем я хочу быть после окончания школы и мое главное желание?" Ведущая Светлана хранила ответы одноклассников все 40 лет! Почти все присутствующие получили свои анкеты на вечное хранение. Интересно, что очень многие осуществили свою мечту!

Три  часа общения пролетели как миг. Нас, старых помолодевших педагогов, снабдив памятными подарками, цветами, хозяева встречи усадили в такси и оправили по домам, а сами отправились на набережную матушки-Волги, чтобы еще раз обсудить всё, что произошло с ними за последние годы.

Спасибо Вам, дорогие, за приятную встречу, за радушие, за доброе отношение к школе и, главное, друг к другу!

В. Н. Иванов, пенсионер, бывший учитель и директор школы № 11 в 1964-73 гг.