Осенняя пора — традиционное время подведения предварительных итогов уходящего года. В последние месяцы все работы, как правило, переходят в авральный режим, что совершенно естественно, потому что людям не хочется вступать в новый год с незавершенными делами. К сожалению, Камышин, что уже очевидно, не порадует горожан ни отремонтированным роддомом, ни большим объемом введенных квадратных метров жилья. Информационно-аналитическое агентство «Инфокам» адресовало вопросы о городской жизни и проблемах депутату городской думы, директору ООО «Финансовая компания «Glass» Николаю Малыгину.

— Николай Евгеньевич, сразу же задам Вам вопрос, который часто муссируется на интернет-портале infokam.su: Вы пойдете в мэры?

— Не увидите вы меня в списках претендентов на должность мэра Камышина. Не буду я участвовать в этих выборах. Я занят серьезным бизнесом, имею долгосрочные обязательства перед учредителями предприятия, партнерами и сегодня не рассматриваю для себя возможным смену профиля деятельности. Но как камышанин высказывал и буду высказывать собственные взгляды на экономическую ситуацию и делать все возможное, чтобы она менялась в интересах жителей города.

Считаю, что по целому ряду параметров в Камышине складывается неблагополучная обстановка. Причина этого явления, на мой взгляд, проста: отсутствие вертикали власти в управлении городом. Это касается, в частности, сферы ЖКХ, строительной отрасли и ряда других сфер. Наиболее злободневным примером сегодняшнего дня является ситуация с роддомом…

— Каково Ваше видение этой ситуации?

— Как известно, камышинский роддом посетила делегация мобильной приемной Президента РФ, которая на месте разбиралась в данном вопросе. Жалобы матерей, рожавших во временном роддоме, полностью подтвердились, о чем информирует сайт Президента РФ. На месте было констатировано, что ремонт роддома, как минимум, затягивается.

Естествен вопрос: кто же отвечает за ремонт? Пользуясь строительной терминологией, можно сказать: за проведение работ отвечают заказчик, генподрядчик и подрядные организации, а за качество исполнения — структура, осуществляющая функции надзора. В ходе организации строительства используются бюджетные (городские и областные) средства, а следовательно, финансирование работ является бюджетным проектом. Совершенно очевидно, что функции организации строительства должна осуществлять администрация Камышина через комитет ЖКХ и капитального строительства и комитет здравоохранения. При этом надзор за проведением работ должно осуществлять управление капитального строительства, что является одной из основных функций его существования.

Что же мы имеем на деле? Заказчиком работ является МУЗ "Центральная городская больница" в лице главного врача Николая Николаевича Присталова. Я сам был его пациентом, поэтому испытываю к нему как к врачу искреннюю благодарность. Но очевидно, что не главврач должен подписывать договора и акты выполненных работ с подрядными организациями, оценивать объемы исполнения и качества примененных технических решений в ходе строительства. Вопросы строительства — это не компетенция нейрохирурга высокого уровня, которым является уважаемый Николай Николаевич, и его нельзя винить за не знание технических вопросов и срыв сроков строительства.

Вряд ли следует говорить о том, что виноват председатель комитета здравоохранения Г. Е. Сухова. Она — высококвалифицированный управленец в своей области – должна, по моему мнению, курировать вопросы оснащения медицинского учреждения современным оборудованием, соблюдения санитарно-гигиенических норм и т. д. Но, как мне известно, это тоже вопросы, имеющие лишь частичное отношение к общестроительной части.

— В чем же главная проблема?

— Корень проблемы, на мой взгляд, кроется в странной отстраненности администрации г. Камышина в лице комитета ЖКХ и управления капитального строительства (УКС) от всех вопросов, связанных с реконструкцией роддома, начиная с момента его проектирования. Следствием того, что проект делала не вполне компетентная организация для выполнения работ такого уровня, часть разделов в проект не вошли и не были «осмечены». Это касается вентиляции, системы пожаротушения и т. д. Можно, конечно, с некоей долей лукавства говорить об изменениях в СанПиН в период проектирования и проведения работ, но, скорее, следует говорить о низком качестве проекта.

Подтверждением вышеизложенному является тот факт, что согласно допуску разрешенных работ «НП «СРО Межрегиональный Альянс строительных предприятий» муниципальное казенное учреждение «УКС г. Камышина» на законном основании осуществляет лишь два вида работ: строительный контроль за общестроительными работами и строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации.

Других видов работ здесь попросту нет! В перечне допусков нет и контроля за дорожным строительством. Сегодня в городе идет ремонт Рязано-Уральской улицы с объемом финансирования 47 млн. 60 тыс. руб. — областных средств и 15.5 млн. — средств городского бюджета. УКС выступил заказчиком этой масштабной работы, но функции строительного контроля и авторского надзора (в одном лице!) несет частное ООО господина Гербера, которое также разрабатывало проект реконструкции камышинского роддома. А где же контроль администрации? Его не может быть, потому что у УКСа нет допуска к этому виду работ. Чем же занимаются в таком случае более 20 работников УКСа? Я несильно удивлюсь, если впоследствии возникнут проблемы и на Рязано-Уральской улице.

— Разве есть прецеденты?

— Аналогичный пример вышеизложенного — ситуация на улице Базарова, где вследствие ошибок в проектировании образовался аварийный участок. Проектировщики не учли искривления дорожного полотна при выезде с дамбы, и теперь водители на этом участке не видят идущий навстречу транспорт. В результате люди страдают в ДТП на недавно сданной дороге. Реальность этой проблемы подтверждают сотрудники госавтоинспекции.

Подводя итог нашего разговора по ситуации с роддомом, хочу отметить: отсутствие ответственности, которое является следствием неорганизованной вертикали власти в Камышине, является причиной многих проблем. Я считаю, что строительство, ремонт и функционирование любых объектов (ЖКХ, образование, медицина) должно вестись под руководством и контролем администрации города. Мне непонятно, почему договоры на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов подписывают руководители ТСЖ, как правило, люди пенсионного возраста и далекие от строительства. При этом административные работники активно влияют на выбор подрядных организаций посредством конкурсных отборов, по странным причинам, среди ограниченного круга подрядных организаций.

Приведу наглядный пример нерационального, на мой взгляд, расходования бюджетных средств: капитальный ремонт здания бывшей детской библиотеки в 7 мкр. Несколько лет назад уже был проведен капремонт этого помещения, при этом реконструировался фасад и заменялась кровля. Сегодня помещение планируется использовать под МФЦ — многофункциональный центр, автономное муниципальное учреждение. Но я не пониманию, как изменение целей для использования могло повлечь за собой вторичный капремонт кровли и фасада? Вряд ли требования для учреждений культуры менее серьезны, чем требования для МФЦ. Первый ремонт был сделан некачественно — крыша протекала, но виноватых, как часто бывает, не нашлось. Потребовался второй капремонт, хотя фасад устраивал всех. Ну, как же так можно не считать бюджетные деньги?

— Кто виноват в данной ситуации?

— Администрацию возглавляет глава города Александр Иванович Чунаков. Два срока он исполняет свои обязанности. По моему убеждению, эффективность его работы как руководителя города снижается из года в год. Сделав немало в первые годы своего руководства, он сегодня, возможно, «перерос» свою должность. Несмотря на два срока руководства, он крайне болезненно реагирует на любую критику, воспринимая ее лично в свой адрес.

Мое обращение в его адрес по проблеме управления жилым фондом Камышина в части создания новых управляющих компаний вызвало негодование. Он направил «курьера»... чтобы возвратить мне подарок, который я сделал ему на день рождения. Оценивать действия Александра Ивановича я не буду. Но вряд ли подобные отношения можно называть «нормальными» для руководителя города и депутата, имеющих разное виденье в чисто хозяйственных городских вопросах.

Я всегда говорил и говорю: город — это как предприятие, которое работает в интересах людей, но базовые принципы которого — экономическая целесообразность принятых решений и эффективный контроль за их исполнением. Тогда это предприятие может выжить даже в непростых экономических условиях. Когда этого нет, то город похож на корабль, плывущий в никуда, в котором топливо — в нашем случае, бюджетные деньги — уходят в топку на непонятные цели. А заложниками ситуации становятся камышане.

— Николай Евгеньевич, как же оценить деятельность камышинской власти?

— Этот вопрос многие называют сложным, но, на мой взгляд, он предельно прост: действия руководства города и лично Александра Чунакова надо оценивать не количеством памятников, фонтанов и других объектов, созданных на бюджетные деньги, а тем, насколько эффективно и правильно используются бюджетные средства в интересах жителей города.

Поэтому, возвращаясь к ситуации по роддому, я скажу: врач должен лечить, учитель — учить, а не подписывать договоры и сметы! Для этого есть специалисты с соответствующим образованием, которые почему-то этого не делают. А администрация должна контролировать объемы, сроки работ и брать на себя ответственность за их исполнение. Тогда у нас будет меньше аварий, авралов и других нехороших ситуаций.

Градоначальник, если говорить образно, как командир в армии: должен видеть ситуацию, планировать ее и быть всегда впереди. Он не может взять и немного отстраниться от командования. Потому что при такой ситуации битва будет проиграна, то есть город замрет в развитии и начнет разрушаться.