Вчера днем в редакцию infokam.su случайно «забрел»... толстый зеленый стакан. Не подумайте чего дурного — занес раритет наш любознательный посетитель, который коллекционирует предметы, связанные с новейшей историей города, и даже продвигает идею создания в нем какого-нибудь современного мини-музея. Например, в редакции. Владелец живописного стакана, человек относительно молодой, просил подтверждения, что промышленным производством такой специфической тары занимался в начале девяностых именно наш стеклотарный.

«Старожилы» офиса тут же «опознали» легендарный стакан. А к вечеру в редакцию зашел и бывший директор завода, Почетный гражданин Камышина Анатолий Васильевич Хоботов. История обрела такие веселые подробности в стиле ностальжи, что мы решили коротко пересказать ее.

Как-то в лихолетье на рубеже девяностых, когда российская потребительская корзина оказалась настолько пуста, что Камышинский горком партии руководил варкой мыла из свиных хрящей на местном мясокомбинате, директора стеклотаровцев Анатолия Хоботова вызвал глава области Иван Шабунин.

—  Народу нужны стаканы, — хмуро приказал Иван Петрович. —  В рабочих и школьных столовых нет, в автоматах для розлива газировки — все украдены. Система общепита требует дать стаканы! 

—  Да это ж совершенно другая форма! —  позволил себе сопротивление известный жестким характером Хоботов.

—  Так усовершенствуй форму, —  замученно закурил Шабунин. —  Где банки, там и стаканы.

«Приехал на завод, зову главных инженера и технолога, —  вспоминает Анатолий Васильевич. —  Ломаем голову, как «закруглить» ободок стакана, как создать новый формокомплект».

И спецы-стеклотаровцы в самое короткое время доказали, что их завод и на трагичном пике перестройки был флагманом! С линий пошли неэстетичные, но удобные и дешевые стаканы. Самое удивительное — народ вскоре их страстно полюбил и оценил все немудреные характеристики: не бьются, не пачкаются, имеют оптимальный объем!

Сколько же скромных и роскошных, счастливых и грустных застолий украсило это
зеленое мутноватое посудное изобретение в те непростые годы! Партии стаканов покупали школы, столовые, пионерлагеря. В Камышине, например, два миллиона штук сразу приобрел долгое время бессменный гравврач городской больницы Юрий Санеев, недавно ушедший от нас навсегда. Даже спустя десятилетие, когда страна немного продохнула и Анатолий Хоботов прекратил выпуск знаменитых стаканов, за ними еще долго «охотились». И тогда Хоботов адресовал знакомых к «запасам» Санеева. 

Недавно, говорят, на одном из корпоративных торжеств муниципального учреждения Камышина во время неофициальной части вновь «воскресло» пару десятков «трофейных» стаканов. Причем все виновники торжества дружно предпочли их чопорным бокалам!

По данным редакции, многие пожилые камышане оставили себе на память в буфетах и сервантах по непритязательному стакану — как сувениру из пережитого лихолетья. А у самых впечатлительных хранятся еще и плафоны для лампочек, которые стеклотарный завод тоже сконструировал на основе банки и выпускал в качестве ширпотреба. Когда Анатолий Хоботов привез «опытный образец» мутного плафона Шабунину, тот просто засветился от радости:

—  Ведь вот все можете! А лампочки надо туда помощнее вкрутить...

...Тогда в нашей удивительной стране, не находившей средств на производство товаров народного потребления, рекой лилась дармовая электроэнергия...

С тех времен многое изменилось. Но «стаканные» воспоминания наверняка дороги всем, кто прошел с Россией одной дорогой все ее переломы...