Интервью «Инфокаму» бизнесмена Виктора Артемчика, объявившего о намерении баллотироваться в мэры Камышина.

НАША СПРАВКА. Артемчик Виктор Иванович, 43 года. Родился в Краснодаре. Закончил Камышинское Высшее военное командное строительное училище. Служил в Вооруженных Силах РФ (прошел путь от командира взвода до командира части). Преподавал в Кубанском государственном технологическом университете. Сейчас живет в Анапе, работает в Москве. Является генеральным директором фирмы, занимающейся развитием инфраструктуры курортного бизнеса. Отец троих сыновей.

— Виктор Иванович, наш сегодняшний разговор — об эффективности ведения городского хозяйства, который «спровоцировало» Ваше, по местным меркам, сенсационное заявление баллотироваться в марте 2012 года в мэры Камышина.  «По определению» известная наэлектризованная категория избирателей не преминет заподозрить  Вас в «имперских амбициях» — желании занять «кресло номер один» в Камышине в результате «сговора», из «коммерческих соображений». Может, эти «подозрения» сразу и прокомментируете?

— Прошу уважаемых камышан не искать интриги там , где ее нет. Решение принял после  многих встреч в Камышине, Волгограде, где живут мои друзья, где сам я нередко бываю. И если что-то способствовало укреплению этого решения — так острое нежелание мириться с навязываемой сейчас камышанам «гипотезой», что лучше и умнее нынешнего мэра Александра Ивановича Чунакова нет управленца на целом белом свете! Как выражается молодежь, «улыбнуло»: почему, собственно,  такой перспективный город, как Камышин, «обречен» терпеть далеко не самого успешного мэра третий срок?  При видимых невооруженным глазом провалах в экономике. При отсутствии прозрачных условий взаимодействия с бизнесом. При политике, когда окружение Александра Ивановича «невоспитанно» настолько, что опережает некорректными действиями обозначение им собственной позиции.  Когда любых несогласных мэрия тут же относит к врагам, и таких «врагов» уже — широкий фронт.

Да что уж за «безальтернативность»-то  такая у заслуженного деятеля!?

Намерен противопоставить «теореме Чунакова»  испытанный алгоритм развязки накопившихся проблем. Толковую команду практиков-управленцев, включая приглашенных специалистов. Увеличение доходов Камышина за счет новых налогоплательщиков. Оптимизацию расходов города — нельзя все проедать на зарплату. Публичную экспертизу и частичную реализацию за два-три года десяти интересных инвестиционных проектов с созданием новых производств и рабочих мест. Большое строительство. Все подробности моей программы-прорыва рассчитываю детально «расписать» горожанам уже до нового года.  

Как руководитель, работающий в реальном секторе российской экономики, и как профессиональный строитель готов сегодня проанализировать те аспекты ситуации в Камышине, которые мне ближе. Сразу скажу: по ряду позиций эта ситуация «заскорузлая», застойная. Чтобы ее заложником окончательно не стало население,  система управления городом должна претерпеть коренные изменения. На мой взгляд, глубина системных просчетов показывает: дальше Чунакову мэром  оставаться нельзя.  Даже повторю «формулу» самого радикального комментатора вашего портала, известного «199-го»: «Освободите место, город устал».

—  А от чего, по-Вашему, больше всего устал город?

— Давайте  вкратце посмотрим на эффективность работы администрации по направлениям, которые являются первостепенными в работе любого муниципалитета.

Капитальный ремонт. По ассоциации с недавним появлением в Камышине мобильной приемной президента вновь просится в пример роддом. На цели реконструкции были выделены огромные деньги, которые позволили осваивать  неким структурам «шабашного» вида. Документы о выполненных объемах подписывает главврач. Об этом неоднократно пишет местная пресса. Но так и остается непонятным, почему врач выступает заказчиком столь серьезного строительного проекта? Как он может оценить качество сделанного?

Почему, спрашивается, в Камышинском  роддоме проектировщики то про вентиляцию забывали, то  про условие, что евроокна в учреждениях здравоохранения не могут быть «замурованы» в стены, а должны открываться? Да потому, что работы были организованы неграмотно. Кто выступал в качестве авторов проекта? Некое камышинское ООО? Насколько оно профессионально, какие конкурсы выиграло, имело ли опыт проектирования подобных объектов? Ведь проектные работы — это не только приятные проценты от суммы сметной стоимости объекта в качестве финансового поощрения. Но и огромная ответственность за качество  строительства, его гарантия.

Как выяснилось, у ООО, которое как бы осуществляло строительный надзор за роддомом, не было даже допуска для контроля за всеми видами строительных работ! И если бы это ООО, как положено, участвовало в тендере на выполнение услуг по строительному контролю, то оно никогда бы его не выиграло! Но в Камышине директор ООО «почему-то» оказался «назначенным» для контроля личным распоряжением главы города. Хотя подобная практика в волгоградском регионе  изжита. Администрация Волгоградской области, например, проводят открытые конкурсы на подобные виды услуг.

В строительной отрасли  Камышина вообще наблюдается нарушение неких ее основополагающих  принципов. Финансировании нередко «отрывается» от технической стороны дела. Какие-то деньги платятся строителям вперед, когда еще нет объемов, лишь бы эти деньги спешно «вынуть» из вышестоящих бюджетов. Другие финансовые потоки безнадежно задерживаются. Профессионалы строительства знают, что в этом случае всегда рождается плохо управляемый процесс.

У вас в Камышине, оказывается, нет полноценного управления капитального строительства. «Сертификаты» на инспектирование ряда видов деятельности у этой структуры отсутствуют. В частности, — на дорожные ремонты, работы по противопожарной безопасности, энергообеспечению.

Сейчас, почти зимой, идет ремонт важной магистрали по улице Рязано-Уральской на серьезную сумму. Кто его качество полномочен контролировать?

Тему компетентности властей Камышина применительно к программе переселения граждан из аварийного и ветхого жилья и в целом строительства мне  приходилось анализировать и по местной прессе, и в кругу профессионалов. Готов сделать вывод: программа переселения граждан в Камышине реально не разработана. Ведь что такое программа? Это подробный документ, из которого ясно, когда, кого, откуда, куда будут переселять. Сколько  и каких квартир будет нужно, кто и что в городе может построить. В этом случае незачем тянуть время, возводить что-то новое, если есть готовые площади, квадратный метр в них по-любому обойдется бюджету дешевле. Люди смогут раньше выйти из трущоб.

Но администрация Камышина все мудрит. Дом для социальных целей строить в этом году так и не начала. И не то что программу не  разработала — она, оказывается, за три последних года вообще ни разу застройщиков не собрала! В результате застройщики уходят в другие города. Кстати, в том числе и из-за политики администрации Камышина  вздувать плату за аренду участков. Скажем, за участок, аренда которого стоит в соседнем Жирновске 30 тысяч рублей в год, в Камышине , как я узнал, хотят  полмиллиона! Да кто же вам «ни за что»  такие деньги платить готов? И кого вы позовете строить после скорого  принятия федерального закона о бесплатном предоставлении земель под социальное жилье? Боюсь, к тому времени в Камышине и бесплатно землю  взять окажется некому.

В этом году в городе сдано всего 13 тысяч квадратных метров нового жилья. Это до неприличия мало. В то же время нуждающихся, особенно молодых семей,— тысячи.

Другой важной отраслью, в которой создает напряжение неэффективность работы первых лиц города, считаю жилищно-коммунальное хозяйство. Президент не случайно уже готов снимать с должностей глав муниципалитетов за то, что теплосети за бесценок продаются женам глав, а водозаборы — кумовьям. Моя программа по  ЖКХ вообще требует отдельной публикации. Пока замечу: у камышан к местным бизнесменам от ЖКХ, как мне известно, достаточно вопросов. Вспомним события с вашими управляющими компаниями, когда вдруг учредителями новых структур на этом поле мэр решил сделать близких ему людей…
 
— Перебью Вас: что значит — близких людей?

— О, близкие люди — особая страница в новейшей истории Камышина! Это они, близкие люди, «умудряются» выигрывать у вас аукционы по всем выгодным объектам, порой даже не участвуя в них. В камышинских, и не только, бизнес-кругах обсуждают подробности, как при официальной  цене  квадратного метра магазина на центральной улице в 56 тысяч рублей, заплаченной «неблизкими» предпринимателями, известному депутату Камышинской городской думы  удалось часть магазина купить по... 16 тысяч за квадрат! Как чудесным образом стоимость других привлекательных площадей — аптечных — падает в угоду нужному покупателю с 50 тысяч до... 13-17 за квадратный метр. «Список» можно продолжить. Думаю,  насчет «благотворительности» местных властей никто, в том числе друзья «кабинета», уже давно не заблуждаются. А о теме кумовства и преференций обязательно поговорим конкретнее, подробнее.

—  Скажите тогда еще,  почему, на Ваш взгляд, первые руководители Камышина не борются за сокращение непрофильных расходов городского бюджета, а напротив — нагружают его не вполне понятными тратами?

— Наверное, не хотят слышать президента. Он давно говорит: муниципалитеты обязаны снять с себя все, что не соответствует их прямым полномочиям — отказаться от «заводов, газет, пароходов».

В качестве примера таких неэффективных «заводов» я бы привел муниципальную автоколонну. Спрашивается, зачем вообще она была нужна? Да, городу приходилось участвовать в софинансировании государственного предприятия — пассажирской автоколонны №1733. Но как можно было безо всяких экономических обоснований создавать новое предприятие, которое абсолютно убыточно? Где логика?

Результат этого непросчитанного решения очевиден. Чтобы содержать муниципальный транспорт в рабочем состоянии, нужен полный штат механиков, инженеров, хорошая техническая база. А мы наблюдаем обратное. Экономя на техническом контроле, автоколонна допускает аварии с тяжелыми травмами. Вы знаете: один автобус без тормозов скатился на спуске и «отправил» в реанимацию водителя. Другой не смог выехать из гаража — «снес» опору, «обрушил» плиты перекрытия.

Содержание «газет» —  тоже вопрос.  Вообще тратить в трудное время миллионы на собственный пиар — по-моему, не самый лучший тон для любой администрации.

«Пристрастия» в бюджете Камышина, разумеется, требуют особого большого разговора, и он давно необходим.

К сожалению, открытая дискуссия, в ходе которой можно было бы помочь администрации города снять часть названных проблем, в составе сегодняшней городской думы, похоже, невозможна. Ее большинство в принципиальных вопросах исходит из непонятных мне ориентиров: лучше промолчать, чем сказать то, что может не понравиться администрации. Этой «покладистостью» власти не поможешь, а вот навредить — очень легко!

— Виктор Иванович, Вы видите страну и ее руководителей не только с уровня Камышина. Какое вообще впечатление?

— Сильная страна. Сильные руководители. Правда, им мешают  конкретные неэффективные управленцы на местах, часто — с «выгодными» партбилетами.

Но это, думаю, дело поправимое.