Источник: «Волгоградская правда»

Перед пасхальными праздниками положение митрополита Германа, как говорится, хуже губернаторского: тьма желающих встретиться с ним ― где тут на всех отыщешь время?! Ведь надо же еще и митрополией руководить, и в церкви служить предпасхальные службы!

Тем не менее, владыка не остался равнодушен к просьбе «Волгоградской правды», изыскал время для нашей беседы, пусть и поздним вечером, во внеурочное время, так сказать.

Главный праздник православия

― Владыка, насколько я знаю, тема вашей дипломной работы в Ленинградской семинарии была посвящена празднику Пасхи, который ждет нас как раз в ближайшее воскресенье. Могли бы вы рассказать об этой своей работе?

― Называлась она «Богослужение Святой Пасхи в его историческом развитии». Там ничего особо творческого не было, а был чисто технический подбор различных исторических данных по пасхальным богослужениям, только и всего. Но у меня имеются надежды на написание живой статьи на эту тему, чтобы я смог закрыть ее в своих трудах.

― И когда вы сможете эту работу выполнить?

― Определенных планов на сей счет у меня нет пока, поскольку забот очень много сейчас.

― Владыка, пока ваша будущая работа не написана, хотел бы попросить вас напомнить нашим читателям историю праздника Пасхи. А также рассказать о том, как его правильно праздновать и каково его значение для верующих в православии.

― Начинать Пасху праздновать следует в церкви. В полночь, в Великую субботу, по нашим обычаям, во всех православных храмах начинается пасхальное богослужение с пасхальным крестным ходом. Поется красивый пасхальный канон, после него идет божественная литургия, которая длится до трех-четырех часов утра. Все это время верующим, кому позволяет здоровье и время на это имеется, следует находиться в церкви. Праздник Пасхи конечно же главный наш праздник. В нем акцентируются значение Иисуса Христа как личности и его дела как Богочеловека по спасению людей для жизни вечной. Он, в сущности, наш судья праведный и милостивый наш мздовоздаятель. Пасха как праздник чудесного воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых дает нам надежду на вечную жизнь. Кто любит Господа Иисуса Христа, служит ему молитвами и добрыми делами, того Господь награждает вечной жизнью в Царствии небесном. Природа этой жизни такова, что начало ее легко заметить уже здесь, на Земле, в благочестивом порядке православно-христианского образа жизни, с регулярным участием в церковных богослужениях. Особенно на Рождество, на Пасху, на Крещение ― праздник, когда вся природа через воду освящается.

Смертью смерть поправ

― Скажите, откуда берет свои корни празднование Пасхи?

― Празднуется она людьми со времени самого воскресения Христа Спасителя. Праздник Пасхи ― апостольский, древний, сколько лет христианству, столько же лет и празднованию Пасхи. В нем известны разные обычаи, причем западные несколько отличаются от наших, православных. На Западе все в этом плане упорядочено ― настолько, что граничит с формализмом. Наша же, православная, стихия более просторна, жизнерадостна, для этой жизнерадостности есть у нас свои условия.

― На Пасху совершаются какие-то особые богослужения?

― Богослужения на Пасху проводятся песенные, все они поются. В этом особенность праздника Пасхи.

Очень часто на Пасху поется пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» ― краткий такой, но с очень глубоким, большим смыслом: тем, кто пребывает во гробах, Господь дал жизнь! Больше никто ее не даст ― только Христос. Для того он сам воскрес из мертвых, чтобы и верующих в него тоже воскресить. И для того он сам принял человеческую природу, чтобы наделить ее через общение с ним своими божественными качествами, в частности бессмертием.

«Пасха» означает «переход»

― Владыка, а каково происхождение самого слова «пасха»?

― Слово «пасха» означает «переход».

Был некогда древний еврейский праздник с таким названием. Православная церковь преемственна относительно еврейского богопочитания, прежде всего ― через общее для них единобожие. Идеей единобожия проникнут весь Ветхий завет. В те времена, когда он создавался, шла постоянная борьба между истинными почитателями Бога и всеми уклоняющимися в разные языческие культы, которые были совсем не безобидными и проходили иногда даже с человеческими жертвоприношениями. Пророк Илия боролся против практики языческих культов, и другие пророки тоже боролись.

Богослужение праздника Пасхи основывается изначально на иудейском храмовом богослужении, но от него у нас сейчас почти и следа не осталось. Ведь в Ветхом завете Бог не открыл свою триединую сущность. Мусульмане-сарацины спрашивали в свое время в связи с этим верующих-христиан: «Как это вы можете верить в одного Бога, но в трех лицах?». Святой Кирилл указал им на Солнце: «Вот оно, Солнце, ― одно, но оно дает нам и свет, и тепло…»

Праздник Пасхи ― радостный праздник. Каждый год он обновляет нашу надежду на воскресение в жизнь вечную.

Будет еще один епископ

― Владыка, как вы охарактеризуете состояние дел на сегодня в руководимой вами митрополии?

― Церковная жизнь развивается, теперь у нас уже около трехсот пятидесяти приходов. Но остается большая задача по строительству храмов, по обустройству церковной жизни в общинах и, конечно, по воспитанию будущих священнослужителей ― они требуются митрополии во все возрастающем числе.

Святейший патриарх Кирилл, как вам известно, предложил увеличить число епархий Русской православной церкви. Прежнюю нашу большую епархию, по моей просьбе, разделили на три части. Я останусь, как и прежде, главой Волгоградской епархии, в состав которой войдут города Волгоград и Камышин вместе с прилегающими к ним районами. Урюпинская епархия займет почти весь север области, а на юге области расположится Калачевская епархия. Велик по территории район Заволжья, хотя в нем не так уж и много приходов. Там тоже нужно оказывать внимание развитию церковной жизни. И это, я думаю, будет успешным, поскольку скоро должен будет появиться в области третий епископ, Калачевский.

― Кандидатура его уже вами подобрана?

― Я представлял кандидатуру нашего игумена, но ее не приняли из-за нехватки у него опыта. Другой кандидат сам отказался, я даже посылать его в Москву не стал.

Теперь нашел я третьего ― серьезный молодой человек, буду представлять его Священному Синоду.

― Владыка, до того, как вы приехали в Волгоград более двадцати лет назад, вы несли службу в нескольких других епархиях. Но ни в одной из них вы не прослужили долее нескольких лет, а у нас в области остались на два с лишним десятилетия. Почему так?

― До прибытия в Волгоград у меня в жизни был как бы непрерывный цикл перемещений. Дольше всего, около семи лет, я был в Тульской епархии, около трех лет пробыл в Вене, где был епископом Венским и Австрийским. На протяжении трех лет был также патриаршим экзархом Средней Европы.

Должно быть, с тех пор изменилась политика. Раньше мы, служители церкви, были поднадзорными, и с нами обращались, будто с посольскими служащими: отработал три года ― и все! Хотя бывали исключения, но для меня оно сделано не было.

И, тем не менее, за все я благодарен Богу, и в том числе за Волгоград. Здесь очень хорошие люди, никто мне здесь никаких неприятностей не чинил, я ничего не пережил плохого здесь.

«Прекрасно складываются отношения!»

― Скажите, как складываются ваши отношения с властями области и Волгограда?

― Прекрасно складываются! В новых условиях жить ― только радоваться можно.
Самая большая проблема, которую теперь предстоит нам решить, ― восстановление в Волгограде кафедрального собора Александра Невского.

― И как на этот счет сейчас дела?

― Проект храма готов. Теперь нужно, быть может, с помощью областных и городских властей начать это строительство. Собственных средств для этого в достаточном количестве у церкви не имеется ― епархия и так постоянно в стройке пребывает, ведь все у нас прежде было разрушено.

― Владыка, будете ли вы служить в храме на Пасху?

― Да, в волгоградском Казанском соборе, примерно с половины двенадцатого ночи и до трех часов утра. А вечером на Пасху будет там отслужена великая пасхальная вечерня. Будет читаться патриаршее послание, будут звучать поздравления, христосоваться будем.

― Традиционный для Пасхи вопрос. Скажите, когда правильно в пору пасхальных праздников посещать кладбища и поминать умерших?

― Для этого есть Радуница – вторник следующей после Светлой Седмицы недели, когда мы делимся пасхальной радостью с усопшими. В пасхальную же неделю заупокойных поминовений вовсе нет ― для Бога живы все!

― Тем не менее, очень многие по-прежнему ездят на Пасху на кладбище...

― Это наследие советского, старого времени, когда чуть ли не все церкви были разрушены. А людям хотелось чего-то сакраментального, святого, и кладбища на светлую Пасху оказывались приютами для радующихся христиан. И до сих пор это осталось, хотя это конечно же неправильно. Не следует ходить на кладбище на Пасху: Бог наш есть Бог живых, а не Бог мертвых!

Господь своим всеблагим промыслом управляет миром и людьми. Нас, православных, не раз готовы были поглотить, в том числе свои же, большевики. Но, видимо, они нужны были России для того, чтобы фашистов победить. Таков промысел Божий. А он есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божьей, всякому добру вспомоществующее, а возникающее через удаление от добра зло или пресекающее, или обращающее его к добрым последствиям...