«Инфокам», хочу поделиться с вашими читателями вот какой проблемой. Почему чиновников муниципальных и государственных учреждений не учат обращаться с посетителями вежливо? Недавно я приходила с сыном в новый многофункциональный центр. Была очередь. Когда мы смогли подойти к специалисту, то столкнулись с непонятным высокомерием и полным нежеланием отвечать на вопросы. А без простых консультаций было не обойтись.

Мне, пожилому человеку, говорили: «Не понимаете — помолчите!», «Я вам тут втолковывать ничего не обязана!» и т. п. Я могу понять, что мы загружали девушку какой-то дополнительной работой. Но ведь существует масса способов дать понять это без раздражения.

Раз уж завели этот разговор, припомню и несколько других случаев откровенного бескультурья и безразличия к посетителям в других муниципальных учреждениях. Примерно то же самое пришлось услышать при оформлении поздравительного объявления в редакции «Диалога». «Я на вас и так потратила времени больше, чем положено», — строго выговаривала мне инспектор Камышинского отделения Пенсионного фонда. А уж когда я однажды пошла с жалобой в управление жилищно-коммунального хозяйства на улице Некрасова, то вахтер отчитывал меня, как преступницу: «Чего вы тут с утра ходите, делать нечего?»

Странно: многие частные заведения уже вполне перестроились и буквально обласкивают своих посетителей. Например, в парикмахерских мастера так ухаживают за каждым клиентом, в том числе старым, что даже неудобно. И извинятся, и про здоровье спросят, и даже чай мне заваривали! Девушка-диспетчер в коммерческой полиграфической фирме напротив остановки «Молодежная» и на диван меня усадила, и сама три раза бегала узнавать, как исполняется срочный заказ.

Это что же выходит — проигрывают в культуре муниципальные конторы частным? Или набрали грубиянов и бессердечных, которых воспитать невозможно? А может, в муниципальных заведениях просто сильнее пережитки былых времен, когда каждый курьер, нанятый государством, мнил себя начальником над просителем? А ведь зарплату мы, камышане, платим и тем, и другим. Только мастеру-частнику — наличными из своего кармана, а сотруднику муниципального учреждения — из того же кармана, но налогами через бюджет.

Сорокина Валентина Ивановна