Давайте прогуляемся по Октябрьской улице. В царские времена она называлась «Саратовская» по названию соседнего города, ставшего в 1781 году центром огромной губернии юга России. На рубеже XIX-XX веков Саратовская ― центральная улица Камышина. Именно здесь разбогатевшие купцы возводили прекрасные особняки, украшенные готическими башенками, лепными карнизами и прочими архитектурными изысками.

В 1902 году в начале Саратовской улицы был построен один из самых известных памятников архитектуры Камышина. Со дня постройки и до наших дней он значится в градостроительных планах под «№ 2». Ныне в этом здании размещаются ФСБ, отдел вневедомственной охраны и городской архив.

Великолепный особняк красного кирпича с ажурными балконами, аркой и внутренним двориком возвел предприниматель Яков Шнайдер. Он занимался заготовкой камня. Член императорского русского географического общества Александр Николаевич Минх в своем «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» сообщает, что камень для города «ломали», то есть добывали, в двух верстах ниже и выше Камышина. Вам, уважаемые камышане, наверное, знакомы эти квадратные желто-коричневые камни, которые до сих пор можно увидеть в кладках многих старых домов…

Но! В 1894 году в Камышин пришла Рязано-Уральская дорога. На ее строительстве и стал трудиться подрядчиком Яков Шнайдер. Выиграл ли он тендер, как это делают современные предприниматели, или же добился подряда каким-либо иным путем, теперь уже не скажет никто. Однако Шнайдер, по-видимому, скопил на этом деле немалый капитал, если смог позволить себе возвести такой прекрасный дом. На стальных кружевах ворот до сих пор красуются инициалы первого владельца ― «Я» и «Ш». После постройки часть здания, обращенную к Волге, арендовала Городская Управа. Такое тогда было время: предприниматель строит, а город лишь берет в аренду.

В Городской Управе всегда было много народу. Говоря современным языком, здесь осуществляли прием граждан, работала городская Дума и так далее.

Век назад (впрочем, как и сейчас!) камышинская Дума состояла из купцов и промышленников. Например, историческое решение об отчуждении городских земель под строительство Рязано-Уральской железной дороги принимала комиссия гласных, в составе которой были владелец лесопильного завода Федор Юдаев, владелец мукомольной мельницы Иван Шемякин, купцы Александр Ткаченко, Михаил Альтухов и другие.

На этом монументальном здании с полуколоннами есть еще один уникальный
знак прошлого: со стороны Волги в фундамент, на высоте метра от земли, вмонтирован металлический медальон с надписью «Камышинская плотина. 1935 год». В то время Советский Союз жил гигантскими стройками. Правительство страны вынесло постановление о возведении в районе Камышина плотины через Волгу. Продовольственной базой намеченной стройки должны были стать консервный и стеклотарный заводы — предполагалась, что законсервированные в стеклотару овощи будут главной пищей рабочей силы, которую привлекут в провинциальный городок для воплощения проекта в жизнь.

Поначалу дело продвигалось ударными темпами… 2 марта 1932 года состоялся пленум горсовета на тему: «О возможности строительства у г. Камышина величайшей в мире плотины» (стиль сохранен), а уже в апреле началось строительство консервного завода. Приветствуя возведение ГЭС, камышинская газета «Коллективист» (от 12 октября 1932 года) сообщала: «Дело чести всех трудящихся Нижне-Волжского края — обеспечить строительство Камышинского гиганта в срок, установленный партией и правительством».

Однако вскоре работы затормозились. Уже 24 октября 1932 года местная газета с сожалением констатировала: «Несколько сотен рабочих геологоразведочной партии с 15 августа не получают зарплату. За первую декаду октября ушло с работы 45 человек, за вторую — 76, причем 64 ушли, даже не зайдя в контору». В общем, в 1936 году работы были окончательно остановлены. Как напоминание о тех временах, сохранились лишь бесформенная куча бетона в районе села Сестренки и металлический медальон с надписью: «Камышинская плотина. 1935 год», вмонтированный в стену бывшего домовладения купца Якова Шнайдера. Именно в этом здании в 1930-36 годы располагалась организация с типичным для тех времен названием «Нижневолжскпроект» по строительству камышинской ГЭС.

Гораздо позже плотина была построена в Сталинграде. Камышину от великого плана остались в наследство стеклотарный и консервный заводы. А ведь интересно прикинуть, каким мегаполисом стал бы сегодня Камышин, будь ГЭС рядом с ним?..