Неделю назад на   infokam .su мы опубликовали фрагменты диалога местных журналистов с заместителем директора одной из крупных строительных фирм Москвы, камышанином Михаилом Большаковым. Городское отделение Союза журналистов России заинтересованно «усадило» Михаила Ивановича за свой «круглый стол» в первую очередь потому, что известные деловые круги города объявили о своем намерении поддержать кандидатуру Большакова на выборах на должность мэра Камышина. «За кадром» официальных отчетов осталась запись неформального общения гостя в редакции, которую условно можно было бы назвать «заметками отпускника». Взгляд со стороны на проблемы летнего Камышина нам показался любопытным. Предлагаем его вниманию посетителей портала.

По камышинской прессе видно, что в городе активно продолжают обсуждать проблему роддома. Ситуация, на мой взгляд, сложилась несколько странная. Были обнародованы заявления специалиста в области строительства, директора ООО «Строительная фирма «Юг» Анатолия Ярмоловича и специалиста в области санитарии и гигиены, главного врача Центра гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области в городе Камышине Виктора Семенова. Речь шла о том, что реконструированный Камышинский роддом запроектирован, построен и сдан в эксплуатацию с нарушениями — недопустимо низкой мощностью вентиляции. В ответ последовали непонятные комментарии непонятных людей: отстаньте, мол, от роддома, его приняла комиссия, все там хорошо. И у меня, как у любого другого здравомыслящего человека, закрадывалось сомнение в объективности подобных доводов.

Мне, а вместе со мной, думаю, и многим другим камышанам, было бы необходимо услышать комментарии от должностного лица — заказчика или первых руководителей города. И комментарии не расплывчатые, что роддом, дескать, сдан, а вполне конкретные. О том, что вентиляция в роддоме запроектирована, построена и сдана в соответствии с таким-то пунктом СанПина и таким-то СНИПом. Что согласно этим пунктам вентиляция должна иметь такую-то мощность и построена именно с такой мощностью. Иначе у сотен и тысяч камышан останется двойственное ощущение от рапортов по сдаче роддома, который, как выясняется, не соответствует положенным нормативам. Плохо, что администрация дает повод сомневаться, не совершено ли в городе преступления против будущих камышан.

«Застал» я и пожар на рынке. Пожар показал полную несостоятельность руководства МУП «Торговый Дом Камышина» и администрации города во время трагедии, а это на самом деле трагедия — ведь десятки камышан лишились средств к существованию, возможности кормить свои семьи. Долгие годы вялотекущей реконструкции фактически подтвердили нежелание и неспособность властей добиться реальных перемен. Вместо цивилизованного, современного рынка — многопрофильного торгового центра — для продавцов и покупателей  предоставлялись «сарайчики», «времянки». Сгоревший мясной павильон не соответствовал никаким требованиям противопожарной безопасности. Слава Богу, огонь не повлек жертв. Если бы пожар произошел в разгар торговли, горя было бы не избежать. Кроме паники в узких проходах, угроза исходила бы и от продуктов горения пластика, которым были облицованы стены в павильоне.

Я, если честно, не совсем понимаю, почему все было так бестолково организовано на рынке. Давным давно надо было договориться с предпринимателями, создать какое-то акционерное общество, акционерами в первую очередь взять тех желающих, кто торгует на рынке (конечно, для этого нужен умный, рачительный хозяин, а не такой, как мы имеем в Камышине). И он бы уже построил удобный, безопасный торговый центр — с парковками, магазинами, складами, холодильниками, системами кондиционирования, отопления. Но нежелание — я считаю, лично Александра Ивановича Чунакова — достичь этого коллективного соглашения, услышать камышан не дали вовремя принять правильного решения.

Мне не понятна причина, по которой предприниматели с рынка несколько лет обивают пороги администрации с одной целью — доказать, что они готовы к партнерству, готовы вкладывать деньги. В обмен они просят каких-то гарантий на будущее — что, например, получат право аренды торговых мест на большой срок. Но косность нынешнего руководства позволила ситуации тлеть, тлеть, а в итоге — вспыхнуть.

Чего ждет собственник рынка — администрация города? Чтобы при следующем пожаре появились жертвы? Налицо наплевательское отношение к камышанам — и к тем, кто торгует, и к тем, кто покупает. Нежелание в доле с предпринимателями построить современный центр на месте старого центрального рынка может говорить только о наличии у первых лиц Камышина каких-то других коммерческих интересов. Интересов ради собственной выгоды, а не ради блага горожан. Уверен, за восемь лет правления Александра Ивановича можно было четыре раза реконструировать рынок.

У меня есть вопрос к правоохранительным органам Камышина. Надо, чтобы те, кто будет вести дело о сгоревшем павильоне, открыто прокомментировали, кому пожар был выгоден.Я считаю, однозначный виновник пожара — руководство города. Каковы бы ни были причины ЧП, — то ли возгорание проводки, то ли умышленный поджог — первая вина все равно от нежелания своевременно реконструировать рынок, нежелания найти общий язык с предпринимателями.

Среди торгующих на рынке оказались мои давние знакомые, с которыми мы после пожара разговаривали. От всех слышал резкое недовольство «Торговым Домом». Люди вспоминают, что раньше штат рынка составляли один директор и несколько дворников, но порядка было значительно больше, чем сейчас, с десятками каких-то непонятных менеджеров. Предприниматели вслух высказывали свое негодование Чунаковым, Дудиным и напрямую винили в случившемся этих руководителей.

Но — недовольство зреет, а не понятная многим камышанам политика бездействия продолжается.

Нельзя было не заметить, что вновь закрылась на ремонт улица Рязано-Уральская. СМИ Камышина сообщали: финансирование объекта область провела в строгом соответствии с подписанным соглашением, на паритетных началах с городом. Могу сказать, что администрация города показала низкую финансовую и производственную дисциплину в этом вопросе. Мало того, что асфальт на Рязано-Уральской в прошлом году укладывался при отрицательных температурах, так еще и на снег, что не допускается никакими нормативами. Именно поэтому сегодня мы имеем отвратительное качество выполненных работ. Я лично опасаюсь, что и третий слой, который недавно начали укладывать, может долго не пролежать, дорога начнет разваливаться в скором времени.

Администрация рассказывает, что она «растерялась» — деньги на Рязано-Уральскую поступили в прошлом году из области поздно, в ноябре-декабре. Что, мол, было делать? Как их осваивать? Знаете, позднее финансирования в экономике нашей страны — не такая уж редкость. Полагаю, имея добросовестных подрядчиков и при вменяемой администрации, деньги можно было освоить «на бумаге», закупить на них материалы (инертные составляющие асфальтобетона, щебень, железобетонные изделия, плитку, бордюры), а уложить асфальт через полгода. К сожалению — думая, в Камышине осваивать средства и не умеют, и не хотят. Рязано-Уральская — прямой промах руководства администрации города и конкретно муниципального управления капитального строительства.

Хочу заметить, что за время своего отпуска я встречался со многими десятками камышан — как добрыми приятелями, так и незнакомыми людьми, которые подходили ко мне на улицах. Ни один человек не выразил удовлетворения состоянием дел в городе. При таком дефиците поддержки действующего мэра нынешняя власть, надо прямо признать, представляется не до конца легитимной. Кстати, люди совершенно не понимают продолжения отпуска главой во время, как в городе происходят такие события, как пожар на центральном рынке.

Но все равно Камышин для меня полон позитива! Уезжаю, как всегда, с грустью. Здесь прекрасные люди, прекрасная погода, лучшая природа — степи, полынь!.. Девушки мужественно гуляют в городе на высоченных шпильках даже по колдобинам, где нет асфальта. В городе много гостей. Я, например, близко пообщался со столичными художниками. Совпал с ними в восхищении природой, Волгой, горами Уши. Любопытно, что мы сошлись во взглядах на современное искусство, на некоторых московских живописцев — скажем, Шилова, Глазунова. Здорово, что в Камышине так продвигают искусство, устраивают выставки.

Жаль, не попал на спектакли Валерия Геворгяна — лето, отпуска. Но то, что в Камышине сохранен свой драматический театр, — это прекрасно. Когда приезжаю в театральный сезон, всегда хожу в театр.

Конечно, радуюсь изобилию камышинских овощных рядов. И хотя с сожалением наблюдаю, как прилавки и здесь начинают занимать импортные безвкусные фрукты и овощи, но, слава Богу, камышане пока продолжают заниматься дачами. Вопреки драконовским ценам на поливную воду, дороговизне транспортного сообщения, малому количеству мест для торговли они выращивают такую чудесную продукцию! Перед отъездом всегда беру в багажник несколько килограммов картошки, помидоров, баклажанов, чтобы привести камышинского, настоящего вкуса в «пресную» Москву. А самые главные деликатесы для моей семьи во время отпуска в Камышине — рыба. Не получилось в этот раз, к сожалению, вырваться на рыбалку. Но насладился тем, что ловят другие.

Пока ездил и бродил по городу, с недоумением смотрел на закрытые магазины «Камышинских колбас Соловьева». Жаль, теряем такого класса предприятия переработки, такой местный товарный знак. Правильно, видимо, люди определяют главные свои претензии к власти Камышина: работы нет, развития нет, перспектив нет.

Но желания вернуться в Камышин приглушить для меня не может ничто! До встречи, уважаемые земляки.

Михаил Большаков