29 сентября 1957 года на строго секретном атомном объекте «ПО «Маяк» по производству оружейного плутония, необходимого для создания атомной бомбы, произошла катастрофа. Со дня той страшной трагедии прошло 55 лет.

В результате теплового взрыва произошел мощный выброс радионуклидов (церий-144, цирконий-95, стронций-90, цезий-137 и др.) с суммарной активностью 2 млн. Ки. Возник «Восточно-Уральский радиоактивный след» длиной до 110 км (в результате последующей миграции даже до 400 км) и шириной до 35-50 км. Общая площадь загрязненной территории, ограниченной изолинией 0,1 Ки/км2 по стронцию-90, составила 23 тыс. км2. Около 10 тыс. человек из 19 населенных пунктов в зоне наиболее сильного загрязнения с большой задержкой были эвакуированы и переселены.

В ликвидации последствий взрыва участвовали военнослужащие и местные жители, даже учащиеся школ.  В базе данных Уральского научно-практического Центра радиационной медицины содержит медицинскую информацию (регистры диагнозов, показателей крови, иммунитета, течения беременности и родов и др.) говорится более чем о 90 тыс. лиц, подвергшихся хроническому облучению, а также об их потомках за 50-летний период наблюдения.

Однако в эти 90 тысяч не входят военнослужащие, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии 1957 года. Три года военнослужащие со всей страны «гребли» радиоактивную грязь, эвакуировали из зоны заражения население и устраняли последствия катастрофы. Сейчас в живых остались немногие. Они молчали 25 лет, дав подписку о неразглашении. Врачам они говорили что угодно, но не правду.

Да и официальная медицинская статистика ничего не сообщала об истинных причинах постоянных болезней и частых смертей. Часто в медицинских картах значится «вегето-сосудистая дистония».

В ликвидации участвовало более пяти тысяч жителей волгоградской земли. К настоящему времени их осталось более 200 человек. Из них только 14 имеют причинную связь заболеваний с катастрофой на ПО «Маяк». Большинству за давность лет в этой связи заболеваний отказали...

В очередную годовщину катастрофы Председатель Камышинского отделения ВРОО «Союз Маяк» Александр Петрович Сунцов рассказал, что в организации состоит 16 членов (12 камышан и по одному жителю из города Петрова Вала и села Антиповка) Все они — 37-38 годов рождения. Но несмотря на преклонный возраст, все они отлично помнят дни работы на ликвидации катастрофы.

Страшную катастрофу скрыли. Только в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС люди поняли, что настало время рассказать правду и об аварии на ПО «Маяк». Но прошел не один год прежде, чем первый отчет увидел свет. Это было начало 90-х — прошло более 30 лет после катастрофы, многие ее ликвидаторы уже ушли в мир иной.  Правительство решило компенсировать нанесенный вред, издав закон о социальной защите тех, кто пострадал от этой аварии. Но никто и никогда не узнает, сколько именно человек погибло. До сих пор на Восточно-уральском радиоактивном следе осталась деревня Татарская Караболка, в которой 7 (!) кладбищ на 400 человек. Радиация наносит генетический ущерб и потомки 3-го, и 4-го, и 5-го поколений людей, подвергшихся облучению, будут страдать и болеть.