Волгоград.В Волгоград на общероссийский Форум СМИ «Новая медиа России» съехались редакторы региональных газет, телерадиоканалов и информационных агентств. Всего - более 40 регионов России. Пишущая братия представляла совершенно разные СМИ — от традиционной «печатной версии» до интернет-информагентств. В течение трех дней более 200 участников совместно с региональными и федеральными чиновниками делились опытом и пытались провести анализ будущего информационного поля страны.

А это поле весьма изменилось в последнее время.  В интернете «прописались» социальные сети и так называемая блогосфера, которые составляют жесткую конкуренцию с классическими СМИ. Этот факт констатировали многие участники Форума. Процитирую, например, заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, который отметил, что классические СМИ зачатую проигрывают в оперативности блоггерам. Однако этот факт, по мнению чиновника, можно лишь приветствовать, ведь создается конкуренция:

— Масс-медиа переживают непростой период, когда СМИ утратили свою уникальную роль в обществе, — констатировал Волин. — Сегодня человек получает информацию не только из газет и журналов, телевидения и радио. Он многое находит в Интернете, в соцсетях. И это хорошо, потому что растет конкуренция, но мы должны найти свой ответ на вызов, который бросает медиаиндустрия.

Куда идем?

«Камо грядеши, журналистика?» — такой вопрос адресовали участники пленарных заседаний и работы в секциях. Гости приехали на Волгу из  Краснодарского края, Татарстана, Башкирии, Северной Осетии, Калмыкии, Удмуртии, Владимирской, Смоленской, Тамбовской, Воронежской, Нижегородской, Калининградской областей, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов. Приветствуя гостей, Сергей Боженов отметил: «Волгоградская земля встречает людей, от которых во многом зависит, в какой стране мы будем жить. Именно журналисты формируют восприятие людьми происходящих в стране и обществе процессов».

— В отрасли сегодня существует немало проблем, решение которых можно найти, только объединив усилия. Например, вопрос коммуникаций региональных журналистов с местными и федеральными органами власти, перспективы печатных СМИ в условиях развития Интернет и многое другое, — подчеркнула министр печати и информации Волгоградской области Ольга Дьякова.

В рамках Форума состоялась презентация волгоградских СМИ, в которой принял участие и «ИНОФКАМ». Как автору книги «Путеводитель по старому Камышину» мне было приятно увидеть интерес к ней со стороны замминистра Алексея Волина. А губернатор Сергей Боженов одобрительно отнесся к тому, что информагентство «ИНФОКАМ» не замыкается на подаче лишь новостного ряда, но и всегда с удовольствием отдает дань истории, охватывая  царский, советский и новейший периоды жизни нашей страны.  В преддверии празднования 70-летия Сталинградской битвы это прозвучало особенно актуально.

В спорах рождается истина

ПрезентациюВ работе Форума приняли участие заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Максим Виноградов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России Софья Дубинская, главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов, ректор Академии Медиаиндустрии Константин Огнев, заместитель главного редактора газеты «Труд» Василий Щуров, главный редактор газеты «Красноярский рабочий» Владимир Павловский, генеральный директор издательства «Северная неделя» (г. Северодвинск) Вячеслав Белоусов, генеральный директор – главный редактор ИД «Каспий» (г. Астрахань) Алексей Нечаев.

Одним из интересных стало выступление главного редактора газеты "Вечерняя Москва" Александра Куприянова. Александр Иванович акцентировал внимание собравшихся на том, что эра «коротких», «штампованных» и «клипововых» материалов в журналистике сходит на нет. Он считает, что Россия вновь возвращается к авторской журналистике, потому что газетный и интернетный читатель хочет получать  глубокие профессиональные статьи. При этом, как подчеркнул Куприянов, «нельзя недооценивать роль советской «поземки». Под «поземкой» главред имел в виду классические штампы советсткой школы журналистики, выражавшиеся в текстах, вроде «Мела утренняя поземка... Наш редакторский УАЗик с трудом добрался до колхоза... Доярка Зина встала раньше всех... Тугие струи молока ударили в дно ведра...»

— Существует некий штамп, мнение, что печатные СМИ уходят с медийного рынка, — завил Куприянов. — Считаю, что этого не произойдет. Американский способ подачи информации — факты и только факты! – в России не прижился! Наш читатель предпочитает аналитику и ценит в материале авторство. Он всегда будет обращаться к авторскому тексту, отмеченному не только особой стилистикой, тональностью, качеством, но и эксклюзивностью подачи.

В то же время Куприянов рассказал о том, как он отправил учеников-журналистов (выпускные классы московских школ) писать на сайт летние события. Эти школьники с гаджетами и айподами подняли посещаемость сайта с 35 до 100 тысяч.

Как выжить, или Почему власть не дружит со СМИ?

Волгоград.«Люмпенизация общества» — так охарактеризовал сегодняшнее состояние дел в стране главный редактор газеты «Красноярский рабочий» Владимир Павловский. Высказавшись резко против разделения журналистики на «столичную» и «провинциальную», Павловский заострил внимание на том, что качественные тексты зачастую меняют на некие «субстраты» однотипной подачи информации. А это ведет к тому, что читатель перестает думать. Он получает «жвачку» для мозгов и, в конечно итоге, люмпенизируется. Происходит это, в том числе, потому что многие руководители властных структур предпочитают иметь «прикормленные СМИ».

Кстати, этот вопрос хорошо развил замминистра Волин, который отметил, что вопрос взаимоотношений власти и СМИ можно рассматривать в двух аспектах. Первый — когда средства массовой информации воспринимают власть как источник получения средств по договорам сотрудничества. С другой стороны для СМИ власть — один из самых мощных ньюсмейкеров: здесь разрабатываются серьезные документы, принимаются стратегические решения, которые всегда вызывают большой общественный интерес. Конструктивно выстроить отношения власти и СМИ — задача непростая, ведь если издания и каналы работают по принципу «чего изволите?», они, как правило, не интересны широкой аудитории. Также и для власти подобные СМИ — неработающий инструмент. Есть в этом вопросе и другая крайность, когда СМИ стремятся повысить свою популярность только за счет негатива и критики власти. Это также непродуктивный подход, поскольку со временем люди перестают верить такому изданию, и его популярность падает.

Что будет с интернетом

А вот этого, как мне показалось, не знает точно никто. Не секрет, что сегодня во всемирной сети черпают новости практически все слои общества за исключением, пожалуй, глубоких стариков. Но как дальше будут развиваться интернет-СМИ — вопрос сложный.

Участники заседаний, например, привели в пример разный подход изданий — кто-то часть информации предлагает купить, но теряет читателя, а кто-то — наоборот, делает все статьи доступными. Конечно, «халявный» подход к получению новостей в интернете кажется нормальным, но как тогда выживать СМИ? Особенно региональным, которым не приходиться рассчитывать на сверхдоходы от рекламы?

Доктор филологических наук Александр Калмыков и доцент кафедры печатных СМИ академии медиаиндустрии Владимир Кравцов в рамках форума «Новая Медиа Россия» констатировали: интернет сегодня пользуется гораздо большей популярностью у населения, чем все остальные медиа в совокупности — это подтверждают различные социологические опросы и исследования. В этой связи использование возможностей всемирной сети — большой шаг вперед для развития средств массовой информации.

Собственно, тем и интересен интернет — он пребывает в таком векторе постоянного развития, что порой никто не может сказать, что же будет завтра. Включим компьютер — узнаем. Из авторских новостей, вроде этой длинной статьи, которую дочитает до конца далеко не каждый, или «клипового» сообщения о том, что Форум «Новая медиа России» в Волгограде — состоялся. И премьера прошла удачно. Это отметили как гости журналисты, так представили власти.