Кастомное ПО – это приложения, «заточенные» под нужды тех или иных компаний. Конкретные нужды.
Читайте дальше, а мы расскажем, чем кастомное ПО отличается от стоковых решений, каковы его преимущества и как оно вообще создается. Также обсудим технологии и подходы, которые применяются в процессе и приведем парочку примеров, когда персонализированные утилиты буквально спасали бизнес компаний.
Чем кастомное ПО отличается от коробочных решений
Кредо кастомного ПО – удовлетворение локальных потребностей конкретной организации или пользователя. Оно проектируется и разрабатывается с нуля либо штатной командой, либо внешним поставщиком, но по заранее оговоренным лекалам.
Коробочные решения массовы. Их проще внедрять, они дешевле, но функционал также ограничен.
Преимущества кастомного ПО
· Во-первых, это персонализация – кастомное ПО тут имеет явное преимущество по сравнению с готовыми решениями. Можно тонко настроить все под себя.
· Во-вторых, это экономия в долгосрочной перспективе. Да, это правда, что готовые решения дешевле на старте, но на длинной дистанции они все еще дороже. Дело вот в чем: персонализированное ПО не требует лицензионных отчислений, а еще его можно внедрять итеративно – то есть так, чтобы оно соответствовало бюджету. В случае с коробочными решениями платить приходится за полный набор: даже если выбирать условно-бюджетный тариф, то там может оказаться много ненужных функций, за которые так или иначе придется платить.
· В-третьих, это безопасность и надежность: ПО, сделанное на заказ, учитывает специфику отрасли, что позволяет сосредоточиться на выпуске и полировке только необходимого, а все остальное – исключить, сведя риск появления уязвимостей к минимуму.
· В-четвертых, это гибкость и масштабируемость. Оставаться конкурентоспособным = уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Коробочные решения хоть и могут помочь закрыть некоторые потребности здесь и сейчас, но они все еще не способны предложить тот же уровень масштабирования, что и кастомные варианты.
Этапы разработки кастомного ПО
Все начинается с плана. Разработка стартует после того, как был составлен и обговорен полный перечень необходимых бизнесу функций. Далее конкретизируется список требований, а разработчики, базируюясь на них, создают прототип (обычно две-три штуки) и отправляют его на оценку заказчику.
Следующий этап – это непосредственное создание утилиты посредством выбранного ранее языка программирования и технологического стека. По завершению программное обеспечение тестируется.
Наконец, когда все готово, все баги и ошибки исправлены, а код оптимизирован, решение выходит в релиз. Но при этом контакт между заказчиком и разработчиком сохраняется: в кастомное ПО внедряется новый функционал по запросу.
Почему при разработке кастомного ПО важно поддерживать контакт формата «заказчик-исполнитель»
Задача программистов – создать продукт, который окажется максимально близок к тому, что хотел заказчик, а не к тому, как они сами поняли его суть.
Так что чем теснее общение с заказчиком, тем больше вероятность того, что на выходе получится продукт, соответствовавший изначальным ожиданиям.
Можно сказать, что для контактов уже давно придумано посреднеческое звено – менеджер. Технически это так, и они (менеджеры) вполне способны справиться с разъяснением деталей исполнителям (особенно, если сами обладают техническим образованием и ориентируются в IT-терминологии).
Однако в случае с кастомизированными решениями лучше быть «на короткой ноге», потому что внесение регулярных правок – это здесь правило, а не исключение; на каждом этапе может потребоваться как доработка уже существующего функционала, так и внедрение чего-то совершенно нового.
Какие технологии используются в кастомной разработке
Ниже – технологии, которые используются в кастомной разработке.
Agile
Agile – это методология разработки, которая фокусируется на отдельных частях или фрагментах программного обеспечения, а не на всем и сразу.
И это актуальный подход в случае с кастомными утилитами. Дело в том, что agile-разработка предоставляет куда большую гибкость и адаптивность, а также сокращает время выхода на рынок (что приятно – особенно учитывая длительность создания персонализированных решений).
Agile-разработка также подразумевает более частое проведение тестирований и аудитов, что вписывается в концепцию программы, которая будет удовлетворять все нужды, и делать это бескомпромиссно.
DevOps
DevOps – набор практик и инструментов (и даже культурных догматов, в каком-то смысле), который автоматизирует и интегрирует процессы разработки между всеми специалистами сразу, воссоздавая единую рабочую среду.
Тоже отлично подходит для реализации кастомных решений, потому что, как уже говорили ранее, работа в тандеме – это здесь ключ от всех дверей.
Сильнее всего среди DevOps-практик выделяются, пожалуй, CI и CD.
CI и CD – это про создание автоматизированного конвейера поставки продукта от этапа кода до непосредственного внедрения в производственной среде.
В случае с CI «автоматизированного» синонимично «непрерывного». Суть тут в создании триггер-точек (обычно любых изменений), следом за которыми ежемоментно будет осуществляться запуск и тестирование.
Если возникнет проблема, то сразу станет понятно, что исправлять, а что – оставлять, как есть.
А если ошибка критическая, то можно будет вообще откатиться на предыдущий билд.
Что до CD, то это процесс постоянной доставки ПО до потребителя. CD оперирует небольшими частями и гарантирует, что проект быть отдан в релиз в любое время (и без дополнительных чек-апов). Тоже полезно.
Примеры, когда кастомные решения помогали бизнесу
Bamboo Airways (интернациональная частная лоукостер-компания из Вьетнама) успешно внедрила кастомное ПО в свой воркфлоу, заметно снизив время, требовавшееся на заполнение отчетов. Автоматизация с помощью программы и сведение к практическому нулю ручной работы позволило добиться повышения КПД на добрых 70%.
Дальше – больше.
Один скандинавский дистрибьютор кофемашин и капсул марки Nespresso Professional интегрировал в свое дело Salesforce (корпоративную ERP-платформу для слияния данных из онлайн и офлайн источников), после чего также использовал стороннее ПО, разработанное под заказ, которое позволило реализовать на сайте «живой» чат и ленту с видеоконтентом.
С того момента показатель конверсий вырос на 40%.
Минусы и риски кастомных решений
Самое «болезненное» – это сильно увеличенное время разработки и ее цена. Чуть менее «болезненное» – это необходимость участия со стороны руководства компании. Не у всех найдется на это желание, а уж тем более – ресурсы.
Наконец, если что-то сломается, то в починке *по-хорошему* должна участвовать та же команда, что и создавала решение.
Надеемся, что материал был полезен.