Инфокам

Областные вести: «Кому на руку соединение муниципалитетов в регионе?»


Источник: http://oblvesti.ru (http://oblvesti.ru/articles/society/komu-na-ruku-soedinenie-municipalitetov-v-regione.html)

В трех крупнейших муниципалитетах Волгоградской области готовятся к объединению «города и деревни». Речь идет об объединении в единое муниципальное образование города Камышин и Камышинского района, Урюпинска и Урюпинского района, а также Фролово и Фроловского района.

Близкие к правительству региона эксперты убеждают общественность в том, что такой шаг позволит снизить затраты на содержание аппарата управления, уберет дублирующие функции параллельно работающих администраций, улучшит качество управления территориями и приведет к слому сложившихся в районах коррупционных чиновничьих кланов. На чем основываются такие прожекты, не объясняется. Скорее всего, региональной власти так просто хочется. Как хочется этого и тем главам, которым поручат возглавить процесс объединения муниципалитетов. Методология объединения отчасти была испытана на Михайловке и Михайловском районе. Первым шагом, который полностью развязал руки сторонникам объединения, стала отставка главы Михайловки Геннадия Кожевникова. За что его сняли с работы в реальности, а не по официальной версии, загадка еще та. Но управление процессами поручили тут же главе Михайловского района Николаю Семисотову под гарантии того, что именно он в случае удачного проведения этой операции возглавит объединенный муниципалитет.

По сути, через колено поломали противников соединения вместе с их доводами, и эксперимент удался. Что это дало михайловцам, пока совсем не ясно. Никаких статистических данных по этому поводу просто не существует. Вот как комментировал эту идею тогда губернатор Волгоградской области Сергей Боженов: «Объединение муниципалитетов влечет за собой объединение бюджетов. Общая казна даст возможность объединенному муниципальному образованию эффективнее и быстрее решать вопросы местного значения, более активно заявлять себя для участия в областных и федеральных программах. Объединение города и района предполагает общую систему органов власти и управления, общий бюджет и одну Думу, что соответственно должно привести к сокращению административного аппарата и уменьшению расходов на его содержание».

Но это были всего лишь планы, ожидания. Что получилось на самом деле, никто толком объяснить не в состоянии. У самих михайловцев, особенно у сельской части населения муниципалитета, впечатления больше отрицательные, чем положительные. Никакой положительной динамики в социально-экономическом развитии территории не происходит. В силу совершенно объективных причин. Бюджеты что до объединения, что после него трещат по швам. Средств нет на самые первостепенные задачи. И, судя по всему, их не будет в самом обозримом будущем.

Нет поводов утверждать, например, что улучшилась управляемость районом. Крайне забавны комментарии экспертов-политологов, живущих в городе Волгограде, по этому поводу. Вот что заявил Александр Стризое одному из информационных агентств региона: «Я думаю, что было бы логично ждать продолжения этого объединения, особенно в тех районах, где районный центр невелик. В Камышине, я думаю, внедрение михайловского опыта может быть тоже оправданно. Если, конечно, приведет к сокращению аппарата управления — это первое условие. И второе — если интересы города Камышина не пострадают. Что касается михайловского эксперимента, то я пока осторожен в его оценке. По крайней мере, хуже не стало».

Так вот, оказывается, в чем главная задача объединения! В сокращении числа чиновников управленческого аппарата. Если и правда в этом главная цель и задача всей кутерьмы, то это по меньшей мере глупость. Количество чиновников в Волгоградской области по сравнению с советским периодом ее истории выросло как минимум в три раза. Говорят, даже больше. Те же тенденции приключились и в муниципалитетах. Практика показала, что, чем больше чиновников в управленческом аппарате, тем хуже управляемость территории. Но какое отношение к этому может иметь объединение города с районом, совершенно непонятно. Гораздо логичнее было бы просто взять и сократить аппараты муниципалитетов до минимума. Сегодня муниципальные власти владеют, скорее, условными рычагами управления территориями. У них нет для решения даже самых актуальных вопросов обеспечения жизнедеятельности ни полномочий, ни средств. Их власть условна, если не сказать эфемерна. В условиях соединения крупного города с районом в большей степени страдает все-таки не город, а деревня. Именно интересы села становятся как бы вторичными.

Еще один горе-эксперт Волгограда — Андрей Серенко — убежден в том, что укрупнение муниципальных образований хорошо уже тем, что способствует избавлению районов от «присосавшихся» к бюджету чиновничьих кланов.

«Я не думаю, что после реформирования Камышина и Урюпинска по михайловскому образцу качество управления этими территориями резко повысится, резко увеличатся бюджеты и так далее, — глубокомысленно он вещает информационному порталу. — Вряд ли это произойдет. Но у объединения и укрупнения муниципальных образований есть один главный плюс, который перевешивает все придумываемые противниками такого объединения минусы. Сейчас я вижу во внедрении в муниципальных образованиях Волгоградской области михайловского опыта способ сломать существующие коррупционные чиновничьи кланы. Это главный плюс, который перевешивает все минусы, которые только можно придумать».

Либо он совсем наивный, либо вообще ничего не понимает, что произошло в Михайловке с районом. Объединение района с райцентром в таком варианте, в котором это было сделано в Михайловке, а сейчас планируется проделать по области дальше, совершенно не ломает никакие «коррупционные чиновничьи кланы». Тут происходит совершенно иная операция: одному клану вышестоящая власть позволяет прикончить другой клан. И всё. Мало того, коррупционные возможности сохранившегося клана возрастают многократно, так как этот клан получает возможность расширить влияние на решение множества иных, ранее недоступных объектов бизнеса, производства и управления ресурсами.

У Серенко в данном случае одна здравая мысль, он не верит в то, что «качество управления этими территориями резко повысится, резко увеличатся бюджеты». Вот и возникает вопрос: ради чего затевается эта административная революцию в очередной раз? Давайте уж смотреть правде в глаза. Ни одна из реформ, проведенных в современной России, в том числе в Волгоградской области, не оказалась благом для людей. Скорее, даже наоборот: каждая реформа делала нас беднее, бесправнее и несчастнее. И эта не станет исключением.

Большинство экспертов и практиков муниципального управления убеждены, что перед тем, как ломать сложившиеся системы управления районами, неплохо было бы дождаться хоть каких-то результатов с той территории, которая уже объединилась. Из Михайловки и Михайловского района. Посмотреть статистику, посмотреть на управляемость территории. Взвесить все плюсы и минусы. Но главное — провести там предварительно честные, прозрачные и справедливые выборы, с тем чтобы новый глава был ставленником жителей муниципалитета, а не чиновников выше по вертикали власти. Только в этом случае могут появиться шансы покончить с «чиновничьими кланами». Всё остальное — пыль в глаза и демагогия.

Exit mobile version