Я склонен верить этим словам. За пять лет совместной работы в Ассоциации предпринимателей «Единство» мы с А. В. Ярмоловичем отправили во все мыслимые и немыслимые инстанции десятки писем о бедах предпринимателей. Полагаю, что они были одними из тысяч и тысяч других предложений о том, что делать, чтобы предпринимательство стало весомым фактором социально-экономического развития страны. Многие из этих предложений уже реализованы. Другие находятся в стадии разработки. Ныне к этой проблематике уже подключены не разрозненные доморощенные организации деловых людей, а целые научные институты. В феврале этого года стало известно, что, основываясь на предложениях практиков и ученых, президиум правительства РФ планирует в ближайшем будущем рассмотреть проект Карты развития малого и среднего предпринимательства (МСП).
Вот что сообщила, к примеру, об этом Юлия Васильева в «Российской Бизнес-газете» № 739 (6) от 16 февраля 2010 года. «Документ предусматривает две основные цели развития МСП до 2012 года. Это увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике и формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. Помимо основных целей Карта содержит задачи и целевые индикаторы, которые отражают динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства с 2008 по 2012 год, а также мероприятия по достижению поставленных задач. Работу предлагается организовывать как по решению общих предпринимательских проблем, например доступ к госзаказу, присоединение к электросетям, так и проблем конкретных отраслей».
С тем, что проблем у среднего класса все еще хватает, спорить не приходится. Вот лишь одна из них — сокращение административных ресурсов. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, избыточный бюрократический прессинг сводит на нет эффект от финансовых вливаний в этот сектор экономики. К примеру, в 2004 году предприниматели тратили на преодоление бюрократических препон 8,5% выручки. Не лучше эта ситуация и сейчас. В концепции административной реформы был заложен такой показатель: сократить к 2010 году уровень затрат бизнеса на преодоление бюрократических барьеров до 3% от выручки. Вряд ли кто из практиков-предпринимателей верит, что этому прогнозу суждено сбыться.
И это только одна из проблем, мешающая малому и среднему бизнесу развиваться. Вот почему сообщество волгоградских предпринимателей с таким интересом восприняли сообщение о предстоящем совещании. Многие из них надеются, что на нем будут рассмотрены дополнительные мероприятия по решению поставленных в упомянутом выше проекте Карты задач. Приведу в этой связи мнение Андрея Шубина, руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ России. В интервью «Российской Бизнес-газете» он обратил внимание на следующий нюанс. Картой проекта предполагается, что правом приоритетного выкупа арендованного имущества в 2010 году воспользуются 8 тыс. предпринимателей. Но достижение данного целевого показателя осложняется ограничениями, налагаемыми налоговым законодательством, в соответствии с которым предприниматель, выкупивший имущество, обязан уплатить НДС от общей стоимости выкупаемого имущества.
«Данная сумма существенна для большинства предпринимателей, — считает Шубин. — В случае сохранения требования налогового законодательства количество воспользовавшихся правом в 2010 г. может быть существенно меньше, чем предусмотрено проектом. В этой связи следует предусмотреть дополнительное мероприятие, которое будет связано с корректировкой Налогового кодекса РФ с целью исключения обязанности предпринимателей, воспользовавшихся правом приоритетного выкупа имущества, уплачивать НДС с данной сделки».
Федеральные организации предпринимателей предлагают также продолжить сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. Основываясь на зарубежном опыте, эксперты ОПОРЫ России, в частности, говорят, что этот показатель надо снизить до 15-20% объема продукции. Очень важно, по их мнению, предусмотреть и преимущественное декларирование качества продукции без участия третьей стороны. Важным направлением развития страны, считают они, должно стать развитие малого и среднего инновационного предпринимательства. В этой связи, требуется создание стимулов для сотрудничества между крупным и малым инновационным бизнесом и налоговое стимулирование инновационной деятельности. «В рамках налогового стимулирования следует освободить субъекты МСП от уплаты НДС и налога на прибыль при реализации ими товаров (работ, услуг), полученных от инновационной деятельности», — полагают эксперты ОПОРЫ.
Практики предпринимательской деятельности, и наши камышане в том числе, считают также очень важным законодательно определить, что же представляет собой предпринимательская деятельность. Конкретизация этого понятия, по мнению многих экспертов, возможно, позволит защитить российских бизнесменов от двусмысленной трактовки судами статьи 108 УПК. По сообщениям ряда СМИ, в частности «Новых известий», ряд депутатов Государственной Думы намерены внести законопроект, гуманизирующий уголовное законодательство в сфере экономических преступлений. Авторы разрабатываемого законопроекта предлагают внести в эту статью 108 УПК изменения, которые уточнят перечень лиц, подпадающих под критерии преступников в сфере предпринимательской деятельности.
Депутаты хотят пояснить, что экономическими преступлениями, предусмотренными статьями 159, 160, 165 Уголовного кодекса, «признаются преступления, совершенные акционером, учредителем (участником) хозяйственного общества, лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа в организации, а также лицом, выполняющим постоянно или временно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации».
В отличие от теоретиков предпринимательского движения, практики, если они примут участие в предполагаемом совещании, просто обязаны сказать о необходимости улучшить стартовые условия малого бизнеса. Высшее руководство страны должны знать, что мешает начинающим бизнесменам стать на ноги и цивилизованно заниматься бизнесом. Правительство страны, наверное, должно отдавать себе отчет, что малое предпринимательство тем и отличается от крупного, что способно быстро начинаться и так же быстро сворачиваться. В этой связи нельзя не сказать о необходимости поиска дополнительных форм доступа к кредитным и другим финансовым ресурсам. О необходимости законов, позволяющие создавать институты такого кредитования и структуры страхования финансовых рисков. Государство обязано найти способы, облегчающие доступ малого бизнеса к неиспользуемым основным фондам, прежде всего к помещениям и оборудованию.
Сказать, что подобные вопросы в нашей области и городе не обсуждаются, было бы натяжкой. С избранием на пост председателя комитета Волгоградской областной Думы по предпринимательству, малому и среднему бизнесу Роланда Херианова проведение подобных совещаний вошло в постоянную практику. Помнится, 26 марта этого года он счел необходимым встретиться с руководством Камышина и предпринимательским сообществом города, чтобы обсудить проблемы, мешающие преодолению бюрократических препон на пути малого и среднего бизнеса, перспективы развития предпринимательства в регионе. Выступая на том совещании, мэр Камышина Александр Иванович Чунаков акцентировал внимание на показательных, с его точки зрения, цифрах. Из 48 тысяч работающих в городе 14 тысяч — предприниматели, что составляет 30%. И это притом, что средний показатель по области составляет 25 %. Примечательно, что на долю предпринимателей Камышина приходится произведенных товаров и услуг в объеме 2 млрд. 200 млн. рублей.
Приведу далее цитату из выступления А. А. Чунакова. Она, как мне кажется, весьма красноречиво характеризует отношение руководства города к предпринимательскому сообществу. «Понятно, что в экономически сложный период, какими были 2008 и 2009-й годы поддержка предпринимательства, среднего и малого бизнеса была не такой, как хотелось бы. Но у власти и предпринимательского сообщества должно быть и оно есть четкое взаимодействие и понимание того, что существуют два хозяйствующих субъекта. Вы — создаете рабочие места, платите в бюджет налоги, власть — создает для вас равные условия, она прозрачна через открытые аукционы, сообщения о которых мы так же открыто публикуем на официальном сайте администрации».
С главным посылом мэра — о создании деловыми людьми новых рабочих мест и наполнении бюджета — следует согласиться. А вот о создании властью равных условий для ведения бизнеса можно поспорить. В нашем городе, как мне кажется, есть так называемая каста неприкасаемых предпринимателей, входящих в ближайшее окружение мэра. Да, для них власть открыта. Как открыты и так называемые «открытые аукционы». Не буду говорить об оценке действий администрации в этом плане А. В. Ярмоловичем и его соратниками. Приведу лишь еще одну цитату из упомянутого сообщения сайта администрации. «Предприниматели Камышина, вступив в горячий диалог с представителями законодательной и исполнительной власти города и региона по целому ряду проблем: недостаточной государственной поддержки малого и среднего бизнеса, порядку и условиям софинансирования областных и муниципальных программ, высказали немало других претензий и предложений».
Жаль, что эти «претензии и предложения» так и не нашли отражения ни на сайте администрации, ни в сообщениях других СМИ, входящих в подведомственный администрации медиа-холдинг. Сказать, что журналисты этих изданий не понимают того, что процессы становления малого бизнеса необратимы, не могу. Ныне многие и многие камышане уже связали с ним свою судьбу. Жаль, что руководство нашего города не в полной мере отдает себе отчет в том, что успех рыночных реформ в Камышине непосредственно связаны с развитием предпринимательства и его инновационного движения. Да, в нашем городе, как и во всем нашем регионе, уже сформировался слой среднего класса. И это положительный факт. Жаль только, что деловые люди города пока лишены возможности в полной мере влиять на стабилизацию экономики города и области, в том числе и политическими способами. А те, кто имеет эту возможность, не решаются делать это. Но вывод о том, что для любого общества наличие среднего класса — это гарантия его политической экономической стабильности, на мой взгляд — аксиома. И, стало быть, задача общества и власти состоит в том, чтобы постоянно этот слой наращивать.
Если ожидаемое совещание состоится, то призыв к среднему классу стать полноправной силой нашего общества, играть роль локомотива экономического развития, улучшения жизни населения и стабилизации всей ситуации в стране прозвучит в полной силе. Мне так кажется. И так этого хочется!