Сумма платы за жилье в многоквартирном доме (МКД) состоит из двух блоков: расчета за предоставление жилищных услуг, а также коммунальных.

Ну, с жилищными, как показывает практика, люди более или менее смирились. Большинство собственников квартир понимает: жилищные услуги — это комплекс мер, направленных на содержание дома и его коммуникаций в надлежащем состоянии. Сложнее там, где наши граждане привыкли считать, что их постоянно обманывают и обкрадывают. Речь здесь конечно же идет о предоставляемых коммунальных услугах (КУ): холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (отвод бытовых стоков из жилого помещения), газо-,  электроснабжения и, наконец, отопления.

Чтобы считать себя в этих вопросах верхом на коне, надо обратиться к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.  в редакции Постановления того же Правительства от 6.05.2011 г. под номером 354.

Так вот, именно в этих Правилах предусмотрены три варианта оплаты за коммунальные услуги.

Вариант первый  предусматривает МКД, не оборудованный коллективным, общедомовым прибором учета (ОПУ).

Вариант второй предполагает наличие в МКД ОПУ, но при этом индивидуальные приборы учета (ИПУ) во всех жилых помещениях отсутствуют.

Вариант третий:  МКД оборудован ОПУ; что же касается ИПУ, то они установлены в отдельных или во всех помещениях.

Для более полного понимания ситуации, в которой находится тот или иной собственник жилья, мы приводим три соответствующих  таблицы, разработанных на основе Методических пособий Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области.

После знакомства с ними вы пришли к выводу, что все равно ничего не поняли? Тогда вспомните, о чем мы говорили в одной из наших предыдущих публикаций: о Совете многоквартирного дома, необходимости его создания. Когда компетентные граждане быстрее всякой бабушки разберутся, чего хотят поставщики коммунальных услуги как с ними бороться.

С хорошей инициативой в этом направлении выступил депутат Камышинской городской думы Н.Е.Малыгин. Николай Евгеньевич инициировал создание комитета общественного контроля за деятелями ЖКХ. Названный комитет заработает уже в марте текущего года, что  соответствует указаниям Президента России В.В. Путина. Но даже при создании такого комитета никто не снимал полномочия собственников (потребителей КУ) в рамках расчета платы за коммунальные услуги.

Так, по требованию потребителя управляющая организация обязана в течение одного рабочего дня предоставить журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, где отражаются ежемесячные показания таких приборов учета (пункт 49 Правил №307). Он же, потребитель, вправе потребовать проведение сверки платы за КУ и предоставление документов, подтверждающих правильность всех начислений. Причем в срок, не превышающий трех рабочих дней.

Разумеется, имея такие полномочия, собственники помещений со своей стороны обязаны: своевременно представлять достоверные сведения управляющей организации о показаниях ИПУ; не допускать несанкционированных подключений к системам коммунальной инфраструктуры, вмешательства в работу приборов учета; информировать управляющую  организацию об изменении условий пользования КУ и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений. В вашей квартире ИПУ не установлены,а количество проживающих изменилось? Незамедлительно сообщите  об этом в вашу управляющую организацию. Как, впрочем, и о том, что более пяти суток вы находились в командировке,  на стационарном лечении, в отпуске и т.д. Конечно же, в таких случаях ваше отсутствие должно подтверждаться соответствующими документами.

Естественно, все, о чем мы говорили сегодня, предполагает предоставление коммунальных услуг надлежащего качества и без особых перебоев. А если все происходит с точностью  до наоборот?