Инфокам

Камышинский городской прокурор, старший советник юстиции Дмитрий Симанович: «Диапазон поступающих в прокуратуру заявлений камышан весьма широк…»


Дмитрий Симанович― Дмитрий Ефимович, собрав журналистов на первый брифинг в новой должности, Вы назвали приоритетным направлением работы Камышинской городской прокуратуры сферу ЖКХ. Какие результаты прокуратура поставила бы себе в заслугу в этом смысле?

― Вы знаете, говорить о каких-то заслугах прокуратуры мне не вполне корректно. Выявлять и пресекать нарушения закона ― это наша обязанность, наша текущая работа.

Тема ЖКХ очень остро стоит сейчас по всей стране, поскольку в буквальном смысле касается практически каждого. По материалам прокурорских проверок в текущем году возбуждено три уголовных дела в отношении руководителей управляющих организаций. Так, в настоящее время расследуется уголовное дело по факту фальсификации сотрудниками одного из РЭПов протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Сам поддельный протокол уже признан недействительным решением суда, принятым по иску Камышинского городского прокурора. Материалы расследования дают основания предполагать, что факты фальсификации протоколов общих собраний носили не единичный характер.

Один из руководителей ТСЖ в настоящее время привлекается к уголовной ответственности за присвоение полученных от жильцов в качестве платежей за коммунальные услуги денежных средств, которые не перечислялись ресурсоснабжающим организациям, а тратились на личные нужды председателя ТСЖ.

Камышинской городской прокуратурой устанавливались факты ненадлежащего раскрытия управляющими многоквартирными жилыми домами организациями необходимой информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также факты нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами. В связи с данными обстоятельствами к административной ответственности по материалам прокурорских проверок привлечено 6 руководителей управляющих компаний.

Я думаю, все помнят принципиальную позицию прокуратуры, через суд запретившую МФЦ включать в сумму оплаты жилищно-коммунальных услуг расходы на добровольное имущественное страхование. Вмешательство прокуратуры потребовалось, когда МФЦ незаконно выставлял счета на оплату установки общедомовых приборов учета воды нанимателям жилых помещений, на которых, в отличие от собственников, не лежит обязанность содержания общедомового имущества.

Акты прокурорского реагирования применялись, когда в феврале 2013 года многим потребителям электрической энергии, проживающим в индивидуальных жилых домах на территории Камышина, выставлялись платежные документы на оплату электроэнергии, в которых расчет платы за электроснабжение за январь 2013 года был произведен исходя из показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии потребителей за декабрь 2012 года. Однако данные объемы электроэнергии жителями индивидуальных жилых домов, расположенных в г. Камышине, уже были оплачены в январе 2013 года другому гарантирующему поставщику, чем создавались условия для осуществления потребителями двойной оплаты потребленной электрической энергии.

― Расскажите, как выглядит сейчас ситуация с обеспечением квартирами детей-сирот. И изменилось ли что-нибудь в ней после перехода полномочий по реализации прав представителей этой социально незащищенной категории на уровень субъекта федерации?

― Камышинской городской прокуратурой в постоянном режиме осуществляется надзор за соблюдением жилищных прав детей-сирот. В 2012 году 10 детей-сирот фактически обеспечено жильем по решениям суда, вынесенным по результатам рассмотрения исков прокурора (7 из Камышинского района, 3 из г. Камышина). В 2013 году 14 детей-сирот обеспечено жильем (все из Камышинского района) во исполнение решений суда по искам прокурора Камышинского района о понуждении администрации Камышинского муниципального района к предоставлению жилых помещений.

В настоящее время 13 судебных решений, вынесенных по искам прокурора (все ― по Камышинскому району), до настоящего времени остаются не исполненными ввиду выделения в 2012 году недостаточных субвенций администрации Камышинского муниципального района из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствием у администрации района муниципального жилья. 29.03.2013 администрацией Камышинского муниципального района сформирована заявка на финансовые средства, необходимые для финансирования расходов по исполнению вступивших в законную силу судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, на 30 900 тыс. руб. Между Камышинским муниципальными районом и Министерством строительства и ЖКХ Волгоградской области 04.04.2013 заключено соглашение о предоставлении субвенций из областного бюджета бюджету Камышинского муниципального района на исполнение ранее вынесенных судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

С 01.01.2013 утвержден новый порядок предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в связи с внесенными изменениями в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому лицам указанных категорий жилые помещения предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. За текущий период 2013 года Камышинским городским прокурором в суды Волгограда предъявлено 10 исков о понуждении органов исполнительной власти Волгоградской области к предоставлению жилья детям-сиротам, соответствующие гражданские дела находятся в стадии рассмотрения.

К сожалению, мы вынуждены были столкнуться и с другой стороной проблемы. В некоторых случаях лица из числа детей-сирот, являясь совершеннолетними и дееспособными гражданами, используют предоставленное им жилье не для проживания, а продают его, причем не всегда способны грамотно заключить сделку. В настоящее время в Камышинском городском суде наша прокуратура оспаривает сделку, по которой девушка-сирота, окончившую коррекционную школу в связи с отклонениями в развитии, с помощью «любезных» посредников продала предоставленную ей квартиру рыночной стоимостью 870 тыс. руб. всего за 500 тыс. руб.

― Не могу не попросить Вас прокомментировать правовой аспект обеспечения школьников бесплатными учебниками…

― Обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, в том числе в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, в соответствии с законом является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Необходимые денежные средства должны поступать в местные бюджеты из областного бюджета в виде субвенций. По имеющейся у нас информации, в настоящее время реальная потребность каждой школы города в приобретении учебников составляет от 1.5 млн. до 3 млн. в зависимости от численности обучающихся. Между тем за счет субвенций из областного бюджета на финансирование обеспечения образовательной деятельности в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ на приобретение учебников для Камышина в настоящее время выделено 2,5 млн. рублей. Эти деньги уже поступили в местный бюджет, указанная сумма распределяется по образовательным учреждениям. Каждая школа самостоятельно определит в рамках выделенных ассигнований, какие учебники, для каких классов и для каких категорий обучающихся будут приобретены. Однако является очевидным, что выделенных из областного бюджета сумм для обеспечения всех обучающихся учебниками недостаточно.

― Чем закончился суд матери убитого током мальчика с собственниками аварийного кабеля ― могучим ОАО «Российские железные дороги»? Эта трагическая история имела огромный резонанс в городе…

― Данное гражданское дело рассматривалось с участием представителя Камышинской городской прокуратуры. Решением Камышинского городского суда от 08 апреля 2013 года в пользу матери погибшего мальчика с ОАО «Российские железные дороги» взыскано в счет компенсации морального вреда 500 тыс. руб., а также расходы на ритуальные услуги. Данное решение в законную силу не вступило, обжаловано ОАО «Российские железные дороги» в вышестоящий суд. Камышинской городской прокуратурой в настоящее время готовятся возражения на доводы апелляционной жалобы ответчика.

― А можете рассказать о важных решениях или приговорах, которые в последнее время удалось «развернуть» благодаря позиции прокуратуры?

― Наверное, каждое решение или приговор для кого-то самые важные. Защитить жилищные права девушки, которую оставила без жилья собственная мать, восстановить на работе незаконно уволенного воспитателя детского сада ― именно из таких «рядовых» дел по защите прав обычных граждан формируется авторитет прокуратуры как правозащитного органа. Для меня в этом смысле очень показательно дело по обращению 89-летней жительницы г. Камышина Быкасовой Л.И., являющейся инвалидом второй группы, по вопросу законности взыскания с инвалида почти 100 тыс. руб. в пользу Муниципального предприятия «Автоколонна городского округа – город Камышин» в порядке регресса в счет возмещения ущерба, причиненного ее погибшим сыном Быкасовым Г.И. Проведенной Камышинской городской прокуратурой проверкой установлено, что законных оснований для взыскания денег с престарелой женщины – инвалида не было, по нашей инициативе судебное решение было отменено. Наверно, еще уместно здесь вспомнить и наш иск по защите прав детей-инвалидов. Напомню, что с 01 января текущего года в связи с отсутствием финансирования из областного бюджета в Камышине была прекращена деятельность отделения восстановительной медицины для детей-инвалидов. На запрос прокуратуры Министерство здравоохранения Волгоградской области указало, что специализированную медицинскую дети-инвалиды могут получить в других городах, а пройти восстановительное лечение и реабилитацию возможно в поликлинике по месту жительства. По мнению Камышинской городской прокуратуры, прекращение предоставления детям-инвалидам на территории городского округа – город Камышин необходимой специализированной реабилитационной медицинской помощи нарушало нормы Конституции РФ и международной Конвенции о правах ребенка, могло привести к существенному ухудшению их здоровья. Камышинским городским прокурором предъявлялось исковое заявление в Камышинский городской суд к Министерству здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ «Камышинская детская городская больница», ГБУЗ «Центральная городская больница г. Камышина» с требованием обеспечить предоставление детям-инвалидам в г. Камышине необходимой реабилитационной медицинской помощи. После предъявления прокурором искового заявления в суд на базе ГБУЗ «Камышинская детская городская больница» открыто специализированное отделение для детей-инвалидов, выделено помещение, обеспеченное необходимым оборудованием, приняты специалисты, получена лицензия на данный вид деятельности, в настоящее время оказание специализированной реабилитационной медицинской помощи детям-инвалидам в Камышине возобновлено.

― Теперь несколько «политизированных» вопросов. Как отреагировала администрация Камышина на ваше требование обнародовать расходы чиновников, подлежащие публичному «декларированию»?

― Вопрос о создании необходимой местной нормативно-правовой базы для обеспечения исполнения вступившего в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" Камышинской городской прокуратурой был поставлен, наверное, первой в области, практически сразу же после вступления в силу федерального законодательного акта. Администрация городского округа – город Камышин достаточно оперативно разработала и приняла необходимые нормативные документы. К Камышинской городской Думе мы предъявили два заявления в суд ― о понуждении определить перечень должностей муниципальной службы, в отношении которых устанавливается контроль за соответствием расходов доходам, и о понуждении определить порядок предоставления сведений о расходах лицами, замещающими (занимающими) муниципальные должности городского округа – город Камышин на постоянной основе. Однако судебных решений в итоге не потребовалось ― необходимые документы были приняты, производство по гражданским делам прекращено.

― В городе ощущается определенная политическая суета, предшествующая выборному процессу. Что Вы думаете по поводу попытки одной из вновь зарегистрированных бесплатных газет «разыграть карту» гибели известного в городе предпринимателя Сикотинского? Это дело закрыто за давностью лет или как?

― Расследование уголовного дела по факту исчезновения предпринимателя Сикотинского приостановлено ввиду неустановления причастного к преступлению лица. Для раскрытия преступления продолжают проводиться оперативно-розыскные мероприятия, которые, увы, пока результата не принесли. Поскольку преступление не раскрыто, комментировать предположения о возможности причастности к нему каких-либо лиц и мотивов совершения не вижу смысла.

― Осуществляет ли Камышинская городская прокуратура надзор за расследованием нашумевшего дела об осквернении памятника Маресьеву, и есть ли у этого дела судебная перспектива?

― С учетом широкого общественного резонанса после создания Камышинской городской прокуратуры ранее приостановленное производством уголовное дело по факту осквернения памятника Маресьеву было нами истребовано и изучено, ранее принятое процессуальное решение отменено. По делу прокуратурой были даны указания о проведении дополнительных следственных действий, в том числе об изъятии и осмотре записи камеры наблюдения, расположенной вблизи памятника. Однако, ввиду того, что в ходе первоначальных следственных действий данная видеозапись не была изъята и приобщена к материалам уголовного дела, в настоящее время возможность ее осмотра утрачена. В деле имеются лишь показания сотрудников полиции, просматривавших ее сразу после совершения преступления, согласно которым противоправные действия на ней не зафиксированы, так как в этот момент она была повернута в другую сторону. В последующем принятые меры по раскрытию данного преступления оказались безрезультатными, очевидцы совершенного преступления не установлены, в результате проведенных по делу судебных экспертиз значимой информации получено не было. В настоящее время расследование дела приостановлено ввиду неустановления виновного лица.

― Не так давно нашему отделу МВД в областном управлении ставили «неуд» в связи с ростом преступлений, низкой их раскрываемостью. Что Вы можете сказать сейчас об эффективности работы поднадзорной структуры?

― Противодействие преступности характеризуется в настоящее время следующими показателями. За 4 месяца 2013 года снижение преступности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 28,8 % или на 233 преступления. Снизилось количество совершенных краж, мошенничеств, фальшивомонетничеств, а также преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Вместе с тем наблюдается рост преступлений, выявление которых напрямую зависит от активности сотрудников полиции. На 14,9 % увеличилось количество выявленных преступлений экономической категории, на 194,7 % количество должностных преступлений.

Общая раскрываемость преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталась примерно на том же уровне (57,3 % в 2013 году против 57,2 в прошлом году). На стопроцентном уровне находится раскрываемость убийств, изнасилований, должностных преступлений. Существенно повысилась раскрываемость краж (с 46,6 % до 52,2 %), вместе с тем понизилась раскрываемость умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (с 88,2 % до 63,6 %), мошенничеств (с 38 % до 14,8 %), грабежей (с 65,7 % до 44,1 %), угонов (с 80 % до 68,8 %).

Ведомственная оценка деятельности Межмуниципального отдела МВД России «Камышинский» определяется его вышестоящим руководством и складывается из множества показателей, с нашей стороны эффективность работы отдела в настоящее время можно назвать удовлетворительной. Но безусловно, остается много проблем, над решением которых предстоит работать. Это и своевременность возбуждения уголовных дел, качество и сроки расследования уголовных дел, профилактика преступности, выявление коррупционных преступлений и т.д.

― С какими жалобами чаще всего обращаются к Вам камышане, и в чем, на Ваш взгляд, явно недорабатывает власть?

― Должен заметить, Камышинская городская прокуратура весьма востребована населением. С момента создания за полгода работы только у меня на личном приеме уже побывали более 360 граждан. За этот период в прокуратуру поступило 1650 письменных обращений, из них в текущем году ― более 1150. Диапазон поступающих обращений широк ― от неработающего сантехнического оборудования и тараканов в подвалах до целесообразности использования системы ГЛОНАСС. Много обращений о нарушениях трудовых, жилищных, пенсионных прав. Значительное количество обращений поступает по вопросам ОДН, однако такие обращения в соответствии с законом направляются в специализированный государственный надзорный орган ― Инспекцию государственного жилищного надзора. В случае, если для восстановления законности требуется принятие мер прокурорского реагирования, ― Инспекция нас об этом информирует. 

Exit mobile version