Александр спрашивает: «Доброго времени суток! Хочу поинтересоваться насчёт введения в общеобразовательных школах платных уроков основных религиозных течений на выбор. Это законно? Насколько я понимаю, вера предполагает полное отрицание насилия в чьём бы то ни было отношении. А тут заставляют учить религии, да ещё платно в обязательном порядке. Вера должна идти от души! А так, я считаю, происходит насилие...»
— Уважаемый Александр, основы религиозных культур и светской этики, или ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один. Список модулей следующий: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
Из этих модулей первые пять направлены на ознакомление с той или иной религиозной культурой, либо (пятый модуль) на ознакомление сразу со всеми мировыми религиозными культурами; шестой модуль вообще не имеет отношения к религии.
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации: Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «О свободе совести и религиозных объединениях». В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Необходимо особенно подчеркнуть следующее: учебный курс ОРКСЭ является культурологическим (не вероучительным, что и закреплено в самом названии) и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Отличие культурологического предмета от вероучительного принципиальное. Во-первых, определенная религиозная культура присуща любой из мировых религий, но является не содержанием веры, а скорее ее внешним выражением. Во-вторых, преподавание культурологического курса предполагает ознакомительный, информативный характер. Вероучительные же предметы преподаются, например, в воскресных школах, обращены только к верующим и носят характер проповеди.
Мне кажется, что современный мир со своим обилием сект, псевдокультур и псевдорелигий предъявляет к каждому молодому человеку требование иметь хотя бы какое-то представление о религии, чтобы найти верные критерии выбора мировоззрения. Однако, Вы, Александр, можете иметь другое мнение на этот счет. В таком случае шестой модуль (основы светской этики) должен Вас устроить.
ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) — является предметом обязательным, но, родители имеют право выбрать любой из шести модулей, даже если их выбор будет единственным во всей школе.
ОРКСЭ является предметом бесплатным. Преподавание его в школе на платной основе на данный момент незаконно.
Александр, Вы совершенно правы, вера должна идти от души. Но не только от души — разум тоже играет важную роль. Те знания, которые дети должны получить на уроках, могут помочь им обрести спасительную веру, сделать самый важный в жизни выбор — выбор веры. Насилие, Вы правы, здесь недопустимо.
Федор спрашивает: «Пункт 11.1 Устава РПЦ гласит: Средства Прихода образуются из: пожертвований в связи с совершением богослужений, таинств, треб, а также иных религиозных обрядов и церемоний; Вопрос: Почему батюшка все деньги за совершение треб забирает себе? а так же и кружечный сбор?»
— Уважаемый Федор, заблуждение думать, что священник забирает себе все деньги за совершение треб, а также и кружечный сбор. В разных храмах разные практики относительно процента с пожертвований за требы и кружечные сборы (в некоторых храмах этот процент вообще равен нулю), но ни в одном храме все эти деньги не идут священнику.
Любомир спрашивает: «Как Вы относитесь к возрождению славянской веры и ведической культуры на Руси?»
— Во-первых, нет такого понятия «славянская вера». А то, что Вы называете «ведической культурой» — это язычество, которое уходит корнями в поклонение диаволу, т. е. реальный сатанизм. Во-вторых, всегда ко всем проявлениям нечистой силы у православных ответ один: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
Александр спрашивает: «Здравствуйте. Хочу покрестить ребёнка, но когда узнал сколько это стоит (1500 рублей) был немного озадачен. За что платятся такие большие (по меркам многих людей со средним достатком) деньги? В семье на данный момент я — единственный работаю и полторы тысячи рублей больно ударят по нашему бюджету. Объясните, пожалуйста, почему такая большая цена за обряд крещения и есть ли компромиссные варианты?»
— Уважаемый Александр, во-первых, это не цена, а сумма добровольного пожертвования. Нужно понимать, что церковные деньги берутся не из государственной казны. И идут они на содержание и реконструкцию храма, построек и коммуникаций на территории прихода, на оплату налогов, которые для храмов никто не отменял, на содержание штата и еще на целый ряд необходимых нужд, начиная от организации и проведения богослужений и заканчивая транспортными расходами.
Во-вторых, если имеются финансовые затруднения, то ни один священник не отвернётся от Вас, но совершит Таинство благотворительно.
Игорь спрашивает: «Здравствуйте, о. Алексий. Как Вы относитесь к ИПЦ, какими словами могли бы охарактеризовать это направление в Православии?»
— Здравствуйте, Игорь. Если я правильно понял, то аббревиатура ИПЦ, о которой вы задаете вопрос, это Истинно-Православная Церковь. Как направление в Православии об ИПЦ можно сказать только одно — РАСКОЛ.
Раскол — это такое отделение от церковного единства, которое не было обусловлено принципиальными вероучительными разногласиями, но произошло по дисциплинарным, обрядовым, календарным или юрисдикционным мотивам.
О расколе святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Святитель Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но и раздирают Тело Христово, а это тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его».
Раскольнических организаций использующих в своем названии аббревиатуру ИПЦ существует множество: Русская ИПЦ, Православная Церковь России (ИПЦ), Русская Катакомбная Церковь Истинных Православных Христиан, а также имеются подобные им расколы и на Украине, и в Белоруссии, и в Грузии и других православных странах.
Галина спрашивает: «Здравствуйте уважаемый отец Алексий. В третьей главе Евангелия от Иоанна, описана беседа Иисуса Христа с Никодимом. В ней такие слова: "...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия." Пожалуйста, объясните, что означает "родиться свыше"? Спасибо».
— Уважаемая Галина! Никодим, так же, как и Вы, не понял этих слов Христа («…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»). «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5) — отвечает на его недоумение Христос. Речь здесь идет о Крещении, в котором человек, через троекратное погружение в воду с призыванием имени Божьего, действием Духа Святого умирает для жизни греховной, плотской и рождается в жизнь духовную.
Но не все так просто. Впервые рождение от Духа произошло в день сошествия Святого Духа на апостолов. Творит ли всякий крещеный православный христианин такие подвиги и чудеса, какие совершали апостолы? К сожалению, нет. Дело в том, что в рождение от Духа есть дело всей жизни христианина. Рождение от Духа или, иначе, стяжание Духа Святого невозможно без усилий, без борьбы, без понуждения себя к исполнению заповедей Божиих. В Крещении христианин становится на этот путь, и каждый крещеный призван в меру своих сил к стяжанию Духа Святого, к святости. Рождение от Духа означает обновление всей жизни человека, решительное внутреннее перерождение, насколько возможно полное уподобление Богу.
Детально описать этот процесс невозможно, так как он покрыт таинственностью. В восьмом стихе этой же главы Христос сравнивает действие Духа с ветром: «Дух (здесь имеется в виду славянское «дух» - ветер) дышит где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (а здесь уже речь о Духе Святом)».
Во-первых, дух действует там, где хочет и его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар. Во-вторых, присутствие Духа нельзя не заметить тому, кто возрожден Духом, и тем, кто окружает его. В-третьих, ни сам возрожденный, ни кто-либо другой не может определить, когда и как Дух начал оказывать на него действие. Возникновение духовной жизни в человеке, рожденном от Духа — это тайна, но тайна не абсолютная. Святые отцы, сами стяжавшие Дух Святой, в своих поучениях (например, преподобный Серафим Саровский в известной беседе с Мотовиловым «О цели христианской жизни») приоткрывают для нас эту тайну.