И вот теперь главная интрига: каким именно городам предстоит делиться на городские районы и, соответственно, лишаться прямых выборов мэров? Разработчики законопроекта указывают, что далеко не всем. Но конкретные критерии — какие города делить, а какие не делить — хотят отдать на откуп регионам. Как сообщает газета «Ведомости», «право регионов самим определять, какие города перевести на новую систему, — это возможность «тонкой настройки» при проведении эксперимента: не всем городам нужно такое деление. В городах надо учитывать не только численность населения, но и удаленность округов друг от друга». «Известия» выходят на такую аналогию. «Если обратиться, например, к советскому опыту, то в 1987 году районные отделения имел 91 город, при этом 27 из них не являлись областными центрами».
Некоторые наблюдатели склоняются к мысли, что под деление должны попасть кроме областных центров крупные города с численностью населения в 250-300 тысяч (типа нашего Волжского). О том, чтобы «притянуть» к делению и стотысячники наподобие Камышина, речи пока не идет.
Всех правовых последствий принятия поправок в закон о местном самоуправлении аналитиками еще не описано. Однако, если следовать духу закона, можно предположить: мэры тех городов, которые после реформы местного самоуправления окажутся «нелегитимными», вынуждены будут пойти на прямые выборы.
Законопроект парламентарии нижней палаты Федерального собрания намерены принять уже до конца весенней сессии. После первого чтения его отправляют в регионы для широкого обсуждения и доработки.