Источник: "Областные вести"

Вопрос о том, что в волгоградских школьных столовых детей кормят абы чем и готовят эту еду абы кто, поднимался много-много раз. Но, судя по отсутствию реакции властей, руководству города вообще не важно, чем и как питаются «простые» дети. Именно поэтому в школьных буфетах прочно обосновались продукты, содержащие усилители вкуса, пищевые добавки, красители. Школьников без смущения кормят блюдами, приготовленными из замороженных полуфабрикатов, которые содержат консерванты, вызывающие в ряде случаев аллергию, а то и еще более серьезные заболевания.
 
И если смотреть совсем уж дальше, то в результате ровнехонько к выпускному классу 55% (по статистике ВОЗ) наших ребят «зарабатывают» себе хронические заболевания желудка и печени. По данным же Волгоградской области на 2012 год (увы, эта самая свежая общедоступная статистика!), эта цифра равняется 53%. Как видите, отличие не принципиальное, и оно подтверждает общую безрадостную картину — больше половины наших (!) детей, которые пришли в первый класс без гастритов, язв, колитов и прочих заболеваний ЖКТ, к одиннадцатому классу становятся «желудочниками» и «печеночниками»!  
 
На вопрос: «Почему ситуация со школьным питанием столь плачевна?» на днях отвечали депутаты Волгоградской общественной думы. Эта тема стала главной для участников круглого стола, который провёл первый заместитель председателя Общественной думы Волгограда Леонид Рамзаев.
 
— Конкурсы на поставку продукции в школы выигрывают одни и те же фирмы, приближённые к представителям городской власти, а добросовестные предприниматели при этом попросту не допускаются к участию в конкурсах, — пояснил Леонид Петрович. — Кроме того, сотрудничество образовательных учреждений с коммерсантами, которые поставляют школьное питание, ведётся путём аутсорсинга: предприниматели готовят продукцию в школьных столовых на имеющемся там оборудовании, а при этом школы оплачивают коммунальные расходы. Общие суммы заказов, принятых этими коммерсантами, явно указывают на наличие коррупционных механизмов взаимодействия заказчиков и единственных участников конкурсов и аукционов.
 
— Проверки Роспотребнадзора подтвердили, что с тех пор, как в системе школьного питания распространилась система аутсорсинга, качество продукции резко ухудшилось, — высказал свое мнение политолог Константин Глушенок.
 
— С каждым годом ситуация усугубляется, — считает первый заместитель председателя Волгоградского отделения ВРО ОПОРА России Андрей Удахин. — Анализ рынка муниципального заказа в сфере общественного питания в Волгоградской области показал, что более 95% всего рынка общепита находится в руках нескольких лиц и компаний. А более 90% конкурсов, аукционов признаются несостоявшимися, в результате чего победителем становится единственный участник. Другие же претенденты попросту не допускаются.
 
Председатель Волгоградского антикоррупционного комитета Евгений Олейников убеждён, что одним из главных методов борьбы с недобросовестной конкуренцией и коррупцией в сфере муниципального заказа должны стать заявления в правоохранительные органы от участников, которые не были допущены к этим самым конкурсам.
 
Также в процесс борьбы с коррупцией в школьных столовых должны включиться и родители школьников: чем больше фактов и жалоб на некачественное питание, тем больше возможностей проводить в школьных столовых проверки.
 
Ну, и помимо этого необходима прозрачность при проведении этих конкурсов и аукционов, а выявленные коррупционные факты следует придать огласке — это стало бы мощным оружием в борьбе с криминалом в сфере муниципальных аукционов и конкурсов. Необходимо, чтобы сведения о собственниках фирм, победивших в конкурсе, их юридических адресах, производственных площадях, где готовится продукция для школьного питания, суммы и объёмы контрактов были преданы широкой огласке.
 
Существующий порядок организации школьного питания возлагает обязательства по оплате коммунальных услуг, которые предоставляются операторам питания, на муниципальные общеобразовательные учреждения, что приводит к неоправданным расходам из городского бюджета,— в заключение высказала свое мнение председатель Общественной думы Волгограда Ирина Соловьёва. — Эти выводы подтверждаются и в представлении прокурора города, внесенном в городскую думу. Поэтому по поручению общественных депутатов я внесла в городской парламент предложения по изменениям в порядок взаимодействия операторов школьного питания с общеобразовательными учреждениями, в соответствии с которыми коммерческие структуры должны оплачивать указанные расходы самостоятельно. Также мы будем добиваться строгого соблюдения одинаковых для всех условий муниципальных конкурсов на оказание услуг общественного питания с тем, чтобы обеспечить равный доступ к ним для всех участников.