Нижний НовгородЗахотелось рассказать о недолгой – всего шесть дней - но богатой на впечатления и радостные эмоции поездки в Нижний Новгород. Причем я постоянно невольно сравнивала его с родным и очень любимым Камышином. Увы, сравнение часто было не в пользу Камышина.

Но лучше обо всем по порядку. Если следовать данному житейскому правилу и не забывать при этом философскую истину «Бытие определяет сознание», то с бытия и надо начинать.

О своих впечатлениях, так сказать, жилищно-коммунального характера расскажу кратко. Самое первое и наиболее удивившее впечатление – это мусорные баки на колесиках прямо возле подъездов. Они стоят где через один, где через два подъезда. Рядом паркуются машины, и такое соседство никого не тяготит, потому что каким-то волшебным образом эти баки не переполняются (а вернее, они вполне реальным образом вовремя освобождаются от мусора). Никто из жильцов не месит грязь на подходах к мусорным площадкам, и никто не кидает мусор где попало.

Соответственно и на улицах города очень чисто, потому что большое количество вместительных урн размещено равномерно. Нижегородская молодежь не рисует на асфальте ни ромашки, ни стрелки-указатели к урнам. Урны там видны и без ромашковых стрелок, потому что они просто-напросто есть везде.

Следующее сильное впечатление – множество маленьких фруктово-овощных базарчиков возле магазинов, в других оживленных местах. Их никто не разгоняет, и горожане охотно совершают покупки.

Далее. В подъезде типовой девятиэтажки рядом с почтовыми ящиками находится ящик большого размера с надписью «Для макулатуры». Гениально просто, недорого в исполнении и чрезвычайно важно. Макулатура не канет « бесславно» в общем  мусорном контейнере, а попадет сразу в технологическую цепочку своей переработки.

Макулатура – бумага – экология – культура. Таким ассоциативным путем перехожу к культурным впечатлениям от нашей поездки.

Посмотреть за эти несколько дней мы с подругой успели немало. Один день ушел на главное мероприятие, ради которого и состоялась поездка – празднование 30-летнего юбилея ее сына, а моего крестника Ярослава. А затем были дни, посвященные городу.

Величественный нижегородский Кремль, возведенный нашими предками на холмах, так, что, когда взберешься наверх, то от открывающейся панорамы захватывает дух. Перед тобой раскинулась непохожая на нашу, но родная Волга, а совсем близко сияют золотые купола, с которыми оказываешься как будто на одном уровне. И Солнце кажется рядом, потому что отражается от куполов.

«Купола на Руси кроют золотом,
Чтобы чаще Господь замечал».

За эти слова Владимиру Высоцкому, не отличавшемуся безусловной праведностью, думаю, много простилось. Эти стихотворные строки западают в сердце и каждый раз всплывают в памяти при виде  золотоглавых церквей.

А всю полноту впечатлений от церкви во имя Собора Пресвятой Богородицы, расположенном на улице Рождественской (в советские годы улица носила имя Маяковского), можно передать словами божественная красота.

Она красива снаружи, праздничностью разноцветных куполов напоминающая храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Налюбовавшись куполами, сияющими в закатных лучах осеннего неяркого солнца, мы уже собирались идти дальше. Церковь стояла в строительных лесах и мы почему-то подумали, что она закрыта на очередную реконструкцию. И в эту самую минуту на колокольне прозвучал удар колокола. Всего один удар. И тут же перед нами мужчина по лесенке на боковом склоне стал подниматься к церкви. Мы тут же направились за ним, и поистине с Божьей помощью вошли в храм, в котором, как оказалось, богослужения идут своим чередом.

Но в этот вечер службы не было, и мы беспрепятственно ознакомились с внутренним убранством. Перед нами открылся чудной красоты иконостас. Высотой под самый купол, он украшен изумительно тонкой изящной резьбой, и все это ажурное великолепие покрыто сусальным золотом. Недаром этот храм считается одним из красивейших в России, а по богатству белокаменной резьбы стен почти не имеет равных в русской архитектуре.

Не только красотой поражает храм, но и своей необыкновенной историей. Этот храм, украшающий Нижний Новгород уже почти 300 лет, был построен купцом Григорием Дмитриевичем Строгановым как его домовая церковь.

Род «именитых людей» Строгановых известен давней родословной. Сохранились сведения о первом основателе рода – Спиридоне, жившем в четырнадцатом веке в тяжких условиях татаро-монгольского ига. Попав в плен, он не изменил православной вере и за это был обструган татарами, обрубившими ему ноги и руки. Таким он вернулся на Родину. Отсюда и прозвище «струганный», позднее перешедшее в фамилию его детей и внуков.

Интересно, знают ли о таких фактах создатели новомодных «альтернативных» историй, утверждающие, что даже иго было для Руси чуть ли не благом, и что мы должны постоянно перед разными народами в чем-то каяться.

Род Строгановых был родом истинных русских патриотов. Они всегда поддерживали царскую власть, видя в ней гарантию могущества Отечества. По достоинству оценив их заслуги, Петр 1 в 1722 году пожаловал роду Строгановых титул баронов.

Всего Григорием Строгановым было построено на Руси пять храмов. И все они сохранились, и в них звучат слова молитвы. Это лучшее доказательство того, что строились они с чистой душой и во славу Божию.

Когда мы узнали о славной истории строгановской церкви, то ощутили себя вдвойне счастливыми оттого, что побывали в ней.

И еще одно прекрасное впечатление мы «увезли» с собой. Это посещение Театра оперы и балета, в стенах которого когда-то пел Ф.И. Шаляпин, выступал Максим Горький.

Опять же не иначе как с Божьей помощью мы попали на однодневные гастроли Кремлевского балета под руководством Андриеса Лиепы. Живая легенда нашего искусства Андриес Лиепа вышел на сцену перед началом спектакля. Он рассказал зрителям, что в Год культуры труппа демонстрирует в разных городах свой проект "Русские сезоны XXI века", созданный в рамках повторения парижских «Русских сезонов» Дягилева (1908-1914г.г.), - тех самых, которые прославили русское искусство на весь мир.

В Нижний Новгород прославленный театр привез два балета: «Тамар» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Тамара») и «Жар-птица».

Оба спектакля играются с подлинными декорациями работы знаменитых художников Л. Бакста и А. Головина, которые театр бережно хранит и реставрирует. Невероятная красота декораций еще была усилена современными техническими средствами освещения.

Танцевала труппа великолепно, чем снискала нескончаемую овацию зрителей. Это было настоящее высокое искусство.

Меня не покидало ощущение нереальности происходящего: я вижу на сцене и слышу самого А. Лиепу с его интеллигентной речью, с его манерами подлинного аристократа, с его искренним уважением к зрительному залу.

Это был еще один щедрый подарок судьбы. Именно в эти несколько дней нашего пребывания в Нижнем Новгороде туда приехал Кремлевский балет. Думаю, что в Москве билеты стоимостью в тысячу рублей мы купили бы лишь на очень отдаленный от сцены ряд. А в Нижнем Новгороде зал не огромен и все было отлично видно.

Помимо посещения храмов, театра, художественного музея массу положительных впечатлений оставили пешие прогулки по городу. Много исторических зданий реставрируется. Везде четкие, легко читаемые таблички с информацией о достопримечательностях, истории архитектурных объектов.

Даже современные огромные торговые центры демонстрируют уважение к жителям города. Площади перед универмагами принадлежат не паркуемым машинам, а людям. Они украшены фонарями причудливых форм, чудесными клумбами, фонтанами со скульптурами, удобными красивыми скамейками. Эти магазины можно смело называть торгово – культурными комплексами.

Подробнее хочется рассказать о памятниках. Их много в Нижнем Новгороде. И не только великим святым и историческим персонажам: Памятник основателю города Князю Георгию Всеволодовичу и его духовному наставнику Святителю Симеону, памятник великому гражданину России Козьме Минину, памятники Горькому, Чкалову… К этим монументам подходишь с почтением, с осознанием гордости за героев своего Отечества.

А еще много таких скульптурных изображений, которые вызывают улыбку и немедленное желание сфотографироваться рядом. Например, знаменитый нижегородский «Городовой». Вот бы нашей камышинской полиции вместо баннера, вызвавшего такое резкое неприятие в городе, сделать нечто подобное. (см. фото).

Всегда стоит очередь из желающих сфотографироваться рядом с замечательным мальчишкой в картузе, предлагающим на подносе баранки, коврижки и булки. Он задорный и веселый, словно живой – этот «Булочник» на улице Рождественской.

Памятник фотографу с собачкой, памятник почтальону с велосипедом, памятник гувернантке с малышом (рядом с ней на скамейку постоянно усаживают детей, чтобы сделать чудный снимок). Они все добрые и, говоря по-современному, позитивные, эти скульптурные герои.

С некоторой грустью подумалось, почему же никто из богатых людей, владельцев фирм нашего Камышина не хочет зафиксировать свою любовь к городу вот такой « человечной» простой скульптурой. Только не надо авангардных проектов типа фонтана на «стекольном»! Сейчас, как и всегда, «в моде» настоящее искусство.

В очередной раз убедиться рамках проекта "Русские сезоны XXI века". этом довелось в  Третьяковской галерее. Мы уезжали домой через Москву. Свободный день в столице – это Тверской бульвар с памятником Пушкину, это Красная Площадь и бой курантов на Спасской башне Кремля, это ГУМ с его знаменитым мороженым, это богатейший книжный магазин «Моя любимая книга» на улице Тверской и, конечно же, бесконечно любимая Третьяковка.

В Лаврушинский переулок (адрес Третьяковской галереи) мы шли, имея только два часа свободного времени, чтобы увидеть самое  любимое. Мы увидели и «Троицу» Андрея Рублева, и «Демона поверженного» Михаила Врубеля. Так и в нашей жизни нам постоянно сопутствуют и грех, и спасение.

Кстати, в зале Михаила Врубеля в 2007 году была завершена полная реставрация. Его картины «Демон сидящий» и «Демон поверженный», которые сильно потемнели из-за применявшихся художником  красок на основе свинца, теперь вновь первозданно сияют.

В этих полотнах гений Лермонтова соединился с гением Врубеля. Не могу не привести слова В.Г. Белинского о поэме М.Ю. Лермонтова: «Демон» сделался фактом моей жизни, я твержу его другим, твержу себе, в нем для меня – миры истин, чувств, красот».

«Третьяковка» полна народу. В каждом зале и группы школьников, и отдельные посетители разных возрастов, и японские экскурсанты, и туристы из Германии… Всех   не перечесть, но одно их объединяет – свет искусства, озаряющий их лица.

Завершить свой рассказ хочу мыслью, пришедшей ко мне в выставочных залах величайшей сокровищницы русского искусства.

При виде юношей и девушек, вдумчиво вглядывающихся в картины, я в очередной раз подумала о том, что Интернет никогда на заменит подлинников – живописи, книг, музыки.

Коллекции любого музея можно досконально просмотреть во всемирной сети. И если молодежь компьютерного века  все-таки уходит из просторов Интернета в выставочные залы галерей и музеев, то, значит, «кесарю-кесарево», «интернету – интернетово», а человеку – подлинные человеческие чувства прикосновения к первоисточникам.