Полагаем, что материал координатора Клуба экспертов Волгограда Андрей Серенко «Новая модель управления Волгоградом будет неэффективна без антикриминальной люстрации власти» будет интересен нашим читателям.
«Депутаты Волгоградской областной Думы до 1 декабря 2014 года должны определиться с моделью местного самоуправления в областном центре. Выбор такой модели подведет черту под затянувшимся кризисом власти в г. Волгограде, который начался в конце февраля 2011 года, после отрешения от должности Романа Гребенникова — последнего мэра Волгограда, избранного на всеобщих, тайных и прямых выборах.
Впрочем, есть основания полагать, что кризис власти в г. Волгограде начался еще раньше — летом 2006 года, когда в результате сложной интриги группы волгоградских гражданских и силовых чиновников, а также аффилированных с ними бизнесменов был отрешен от должности мэр областного центра Евгений Ищенко. Общественному мнению до сих пор неизвестна реальная подоплека возникновения «дела Ищенко», хотя именно с него, на мой взгляд, необходимо вести отсчет волгоградского муниципального кризиса.
«Дело Ищенко» было первой успешной попыткой силовым, внешним воздействием пересмотреть статус избранного на прямых выборах главы областного центра. Все последующие события в том же ключе — отрешение Гребенникова, безвластие 2011-2013 годов, карикатурность «внешнего мэрства» Ирины Гусевой — все это лишь ремейки «дела Ищенко», его политические последствия.
Теперь депутатам областной Думы придется выбирать способ, с помощью которого должен быть преодолен кризис управления в г. Волгограде. По большому счету, выбирать придется из трех проектных «корзин».
Первая «корзина» — вернуть прямые выборы мэра Волгограда, как это было до 2011 года, и как потребовали в 2012 году участники общегородских общественных слушаний.
Вторая «корзина» — сохранить нынешнюю модель (общегородская Дума, председатель которой одновременно является главой Волгограда, и подконтрольный этой Думе сити-менеджер).
Третья «корзина» — реализовать на практике итоги всероссийского эксперимента, проведенного в Волгограде в январе-июне 2014 года на базе общественной Думы (это предполагает проведение выборов в восемь районных Дум, делегаты от которых затем сформируют общегородскую Думу, а также передачу исполнительной власти в областном центре сити-менеджеру, подконтрольному губернатору региона).
Очевидно также, что на муниципальном уровне назрела необходимость в проведении активной политики декриминализации власти. Без этой антикриминальной, антимафиозной люстрации любые модели управления городом обречены оставаться неэффективными.