Летом 1921 года в 34 губерниях России царил голод — особенно тяжело пришлось Поволжью. Страшное бедствие постигло Крым и юг Украины. К маю 1922 года голодало уже около 20 миллионов человек, из них около миллиона умерло, а 2 миллиона детей остались сиротами.
В феврале 1922 года Патриарх Тихон издал воззвание к православной пастве, в котором призывал церковноприходские советы и общины жертвовать для голодающих любые драгоценные церковные украшения, если они не имеют богослужебного употребления.
Собирали средства и в Камышинском уезде. В Саломатинской волости Камышинского уезда первой отозвалась Рыбинка. Камышинская газета «Набат» сообщала: «Священник снял с себя наперсный крест и вместе с цепью передал для голодающих. Церковный совет отчислил 5 серебряных вещей, граждане внесли несколько икон, семь крестов, серебряные деньги, кольца и серьги. Все деньги направлены в комитет помощи голодающим...»
В то же время в газетах нагнеталась ситуация: публиковались статьи, в которых священников огульно обвиняли в безразличии к бедствиям народа. Что было откровенной ложью, ведь российское духовенство, православные миряне ни на один день не прекращали сбор денег, ценностей и продуктов питания.
История расставила точки на «i»: голод 1920-го года был лишь формальным поводом для широкомасштабной кампании против православия в целом. Цель была в другом: по возможности полностью уничтожить церковь как социальный институт государства. Советская власть не только стремилась подорвать имущественное положение церкви и скомпрометировать ее в глазах народа, но и покушалась на основания церковного бытия: уничтожались самые верные и горячие христиане, осквернялись святыни, сеялись и взращивались ростки раскола.
Со стороны новой власти это была первая широкомасштабная репрессивная кампания против церкви. Ведь репрессии, которые были и до, и после 1922-го года, были репрессиями вообще против всех классов и социальных групп, которые большевики считали для себя чуждыми: дворян, купечества, казачества, интеллигенции и даже части крестьянства, хотя именно крестьянство по уверениям новой власти, было одной из основ нового строя.
Последствия массовой кампании против православной церкви в Камышине продолжились и после. В городе из пяти православных храмов остался один, остальные разобрали на кирпичи в 1936-1940-х годах. Множество священников были сосланы и расстреляны.
Организаторами выставки выступили Культурно-просветительский фонд «Преображение», Преображенское содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), Волгоградская и Камышинская епархия, Епархиальная комиссия по канонизации святых Волгоградской епархии, Никольский кафедральный собор (Камышин), Камышинский историко-краеведческий музей. На открытии присутствовали представитель Культурно-просветительского фонда «Преображение» Максим Зельников, глава Камышина Владимир Пономарев, председатель комитета по культуре Марина Таранова, старший священник Никольского кафедрального собора протоиерей Алексий Кузнецов, руководство музея, представители прессы и общественности.
На выставке также представлены редкие документы, газеты и фотографии 1920-х годов, личные вещи, принадлежавшие исповедникам и новомученикам. Выставка продлится до 15 января (3, 4, 8, 9, 10, 11, 14 и 15-го января. Режим работы: 10.00 - 17.00).