Тем не менее, оргкомитет по проведению Года литературы в России, возглавляемый спикером Государственной Думы Сергеем Нарышкиным, занимался подготовкой списка мероприятий как федерального, так и регионального значения, еще с середины прошлого года, когда был подписан президентский указ. Информацию об этом можно без труда найти в сети Интернет.
Однако речь не об этом. Россия велика, и то, что в рамках проводимых знаковых «годов» в столице и крупных городах происходит много интересного и полезного, известно из новостей. В Камышине тоже в последнее время пытаются строить какие-то планы, но их исполнение чаще всего сводится к фразе: «Денег нет!»
Но когда в итоговом докладе министра культуры РФ Владимира Мединского звучит сумма, выделенная государством на проведение Года культуры — 3 миллиарда (!) рублей, — становится интересно. А когда он уточняет, что «львиная доля» этих средств — 2,7 миллиардов рублей — была направлена отнюдь не на столицы и даже не на города-миллионники, а в малые города России, то становится интересно втройне. Ведь, насколько мне известно, из привлеченных в Камышин государственных средств (грантов) можно назвать только грант на гастроли местного драматического театра и «взаимозачетный» приезд в Камышин труппы театра из Рыбинска. Также были получены средства из регионального бюджета на финансирование деятельности театра во втором полугодии прошедшего года (что касается наступившего, 2015 года, то городской бюджет пока готов профинансировать только первые три месяца).
Речь в данном случае идет, как я понимаю, о нескольких миллионах рублей привлеченных средств. Тогда как Владимир Мединский озвучивал суммы от 20 до 50 миллионов для каждого города.
Большей же части грандиозных планов камышинской администрации в области культуры — от открытия второго здания музея (ул. Набережная, 66) и реконструкции каретного двора, входящего в архитектурный ансамбль Земского дома, до приобретения новой аппаратуры для ЦДК «Дружба», по тем или иным причинам пока что не суждено быть воплощенными в жизнь. Например, с приобретением цифровой киноустановки для кинозала ЦДК "Дружба" вовсе случился казус: в течение прошлого года уже были подготовлены все документы, чтобы войти в региональную программу по обеспечению профильных учреждений региона кинооборудованием (по условиям программы предполагалось софинансирование — 68% средств предоставлялось из регионального бюджета и 32% должен был выделить бюджет муниципальный), но в связи с отрицательной тенденцией наполняемости бюджета по региону на 2015 год программа была закрыта. Поэтому теперь готовится новая документация, предполагающая размещение заказа на сайте госзакупок на условиях 50%-ного финансирования из городского бюджета. Оставшиеся 50% стоимости аппаратуры (напомним, что речь идет о сумме порядка 3.5 миллионов рублей) должен выплатить ЦДК "Дружба" с рассрочкой в полгода за счет средств, привлеченных от оказания платных услуг.
Вступая в Год литературы, хотелось бы узнать о каких-либо серьезных проектах, разрабатываемых профильными учреждениями — комитетом по культуре и Центральной городской библиотечной системой. Даже несмотря на то, что государственная поддержка этого Года в десять раз меньше предыдущего — всего 300 миллионов рублей, наверняка можно попытаться принять участие в тех мероприятиях из федерального плана, которые подразумевают вовлеченность регионов, причем именно малых городов, а не региональных центров (например, поездки известных писателей по стране и их встречи с читателями регионов в рамках запланированных проектов («Уездный город N», «Большая книга — встречи в провинции» и др.).
Из сведений, доступных на сегодняшний день, известно, что на весь 2015 год в Камышине запланирован выпуск лишь двух(!) печатных изданий — очередного номера литературного альманаха «Родник» и очередного переиздания книги местного историка и краеведа Вячеслава Шамаева, приуроченного к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, как было заявлено главой администрации города С. В. Зинченко, ввиду недостаточности средств в городском бюджете именно на 2015 год запланировано перемещение библиотеки-филиала № 2 ЦГБС Камышина из помещения по адресу ул. Некрасова, 25, которое в конце 80-х годов при строительстве дома планировалось специально для размещения библиотеки с соблюдением всех строительных норм и требований, в здание по адресу пер. Московский, 11, что по мнению общественности города, а также работников библиотечной системы, явится ощутимой потерей для городской системы культуры.
В этом смысле примечателен опыт ведомства, не имеющего отношения к структуре городской администрации, — МО МВД «Камышинский» по привлечению в Камышин значительных средств из федерального и регионального бюджетов при наличии желания и правильно оформленных документов.
Как стало известно во время пресс-конференции начальника МО МВД «Камышинский» П. И. Гищенко, порядка 90% средств, выделенных волгоградскому главку на приобретение жилья для полицейских, пошло на финансирование покупки 22 квартир для сотрудников полиции в Камышине.
Разве это не достойный пример? Так что хотелось бы понять, почему таких процессов не происходит в сфере общегосударственных проектов, ориентированных на муниципалитеты, ведь Камышин пока еще по прежнему остается третьим городом в регионе.