Конечно, провинциальный Камышин никогда не станет городом круглогодичного туризма — как мудро написал в свое время сосланный в наш город вольнодумец Налбандян: «Об этом городе ничего хорошего сообщить не могу.... В течение зимы здесь жизнь прекращается совершенно».
Конечно, Камышину уже не суждено похвастаться уничтоженной архитектурой — например, пятиглавым Вознесенским собором, который возвышался на месте нынешнего стадиона «Авангард», или многочисленными двухэтажными купеческими особняками, которые в советское время разобрали на кирпичи на улице Октябрьской (это был бывший проспект имени Александра Второго).
Однако летом Камышин вполне привлекателен для туристов — особенно с севера. А, как гласит шутка, север у нас начинается уже с Самары. Действительно, в тех широтах уже нет выращенных в открытом грунте помидоров, перцев, баклажанов... Вот и плюс для города. Великая Волга — еще один плюс. Ну, и один денек можно потратить на прогулку по историческому центру. Здесь — Земский дом (историко-краеведческий музей), городской парк, несколько великолепных памятников провинциальной архитектуры.
Один из них — двухэтажный дом купца II гильдии Александра Ильича Альтухова — расположен на углу улиц Октябрьской и Пролетарской (см. фото). Прекрасный особняк с полуколоннами у окон построен с традиционным в конце XIX — начале XX веков «скошенным углом». На этом «углу» располагались входная дверь на первом этаже и балкон — на втором (балкон до наших дней не сохранился).
Этот дом до сих пор хранит «традиции вечной красоты» — так иногда образно называют резьбу по дереву, которой славились русские мастера. На украшение домов в прошлом не жалели денег. Поэтому хозяева (даже не самые богатые!) старались заказать у мастеров резные наличники и причелины (доска на фасаде деревянного дома), а также украсить, например, ставни или рамы. Старший научный сотрудник Камышинского историко-краеведческого музея Галина Пшеничная, которая досконально изучила суть вопроса, неизменно подчеркивает: «На украшение хозяин тратил зачастую до трети всей суммы стоимости дома!»
На доме Альтухова сохранилась так называемая рельефная резьба на одной из рам окна на нижнем этаже. Нельзя сказать, что это «высокий образец» традиционного русского искусства, но тем не менее даже в этих «осколках старины» чувствуется дух времени, отношение хозяев к своему жилищу.
К слову, украшали дома не только деревянной резьбой. Платили немало денег и кузнецам, которые ковали ажурные навесы над входами, балконные ограждения и основу для «маркиз». Тут стоит пояснить: практически все дома на улице Саратовской, позже проспекте имени Александра Второго, а еще позже улице Октябрьской до середины XX века украшали «маркизы» — такие солнцезащитные навесы из особой ткани над окнами. Ткань натягивалась на специальные каркасы. И в доме даже в жаркий день царила прохлада.
Если отойти от купеческого особняка подальше, то видны его поистине глобальные размеры для провинциального городка. Можно даже сказать, «европейские». Издалека видны и полуколонны у окон, и украшения на крыше. Несомненно, купец Александр Альтухов был не только богатым человеком, но и ценил прекрасное, обладал художественным вкусом. (О горькой судьбе семьи Альтухова рассказано в статье «Горький рок: из песков Камышина — в пески Египта»)
Словом, так и хочется воскликнуть: «Остановись, прохожий! Посмотри мимо какого прекрасного архитектурного объекта ты спешишь по своим делам...».