Губернатор Андрей Бочаров создал предпосылки для успешной модернизации региона.
Александр Стризое, заведующий кафедрой социалогии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук:
- Региональное политическое и экспертное сообщество отметило первый год пребывания Андрея Бочарова на посту губернатора Волгоградской области. Будем надеяться, что ожидаемая в связи с этим дискуссия в региональных СМИ поможет яснее понять наше сегодняшнее положение, лучше обосновать повестку для на перспективу и определить, хотим ли мы сами взять на себя ответственность за решение проблем или будем и дальше уповать на то, что эти проблемы решит кто-то иной.
Если исходить из этих ориентиров, то можно, прежде всего, отметить следующее: сравнительный анализ основных направлений деятельности Андрея Бочарова (а в отдельных случаях и его предшественника Сергея Боженова) и глав ряда соседних областей и республик России убеждает в том, что Волгоград и область вовсе не являются своеобразной «черной дырой», безысходно депрессивной зоной среди российских регионов.
Те же проблемы кардинальной ротации региональных элит, искоренения коррупции, наведения порядка в региональных столицах, создания общественных советов и других экспертно-совещательных структур при региональных ведомствах решаются, например, губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым и главой Калмыкии Алексеем Орловым. Сходные процессы в экономике и системе управления мы можем обнаружить в Астраханской, Саратовской, Ростовской областях. Не только в Волгограде, но и в Воронеже и Элисте местные чиновники и многие представители общественности сетуют на то, что тот темп и ритм работы, который характерен для новых руководителей – Бочарова, Гордеева, Орлова, - серьезно напрягает расслабленную и самоуверенную региональную элиту. Другое дело – стиль руководства, обусловленный личностью регионального лидера, особенностями его карьеры и жизненного опыта.
Что касается Андрея Бочарова, то его стиль руководства выгодно отличается как от стиля лишенного стратегических амбиций Николая Максюты, или склонного больше к компромиссам и уговорам Сергея Боженова, так и от «тотальной войны» против всех Анатолия Бровко. Это стиль, сочетающий продуманную стратегию с решительными «точечными ударами» кадрового (и не только) характера в самых разных сферах управления. Не будет преувеличением сказать, что за год новый волгоградский губернатор смог при помощи выборов, кадровых назначений и отставок, использования потенциала политических объединений и иных механизмов изменить ситуацию в региональной элите. Проведенный недавно экспертно-аналитической сетью POLITRUS опрос показал, что и в областном Заксобрании, и Волгоградской городской Думе появилось новое поколение лидеров депутатского корпуса, часть которого может проявить себя и за пределами представительных органов. Очевидно, что процесс ротации депутатов и чиновников на городском и областном уровнях не завершен: итоги его мы сможем подвести не раньше, чем осенью 2015 года. В то же время, ряд руководителей, заявивших о себе в прошлом (Василий Галушкин, Александр Дорждеев, Александр Беляев), были востребованы в администрации Бочарова.
Изменились в сторону большего взаимопонимания и согласованных антикоррупционных действий отношения региональной власти с силовыми структурами. Оправдала себя практика привлечения для решения кадровых проблем не только «Единой России», но и структур и активистов ОНФ.
Прошедший год показал, что наряду с «зачисткой» политико-административного пространства Волгограда и области Андрей Бочаров смог успешно реализовать стратегию регионального лоббизма, обеспечив выделение значительных средств из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, реализации оборонного заказа, развития инфраструктуры, спорта и сервиса.
Здесь новый волгоградский губернатор выступил более решительным и энергичным продолжателем линии, намеченной еще при Сергее Боженове на позитивное включение Волгограда в актуальную общероссийскую сводку новостей и повестку дня. В актив можно записать и новые международные контакты губернатора и региональной власти с Китаем, Индией, Турцией, которые в условиях западных санкций будут способствовать как притоку инвестиций в регион, так и реализации программ импортозамещения общероссийского масштаба.
Понятно, что лишь ощущения позитивных изменений в повседневной жизни позволят жителям области позитивно оценить работу как самого Андрея Бочарова, так и его администрации. Губернатор старался держать руку на пульсе ряда острых социальных и инфраструктурных проблем Волгограда. Региональное телевидение регулярно показывало нам губернаторские проверки работы медицинских учреждений, сопровождавшиеся сменой руководства, равно как и его регулярные инспекции строительства транспортной развязки на Тулака. Можно предположить, что отсутствие видимых для простых горожан улучшений связано не только с финансовыми трудностями формирования региональных бюджетов в период кризиса, что не в силах изменить даже лоббистский ресурс, но и с незавершенностью отладки системы управления областным центром. Как известно, затягивание реформ и разрешения болезненных конфликтов ведет к тому, что их все равно придется проводить и разрешать, но в худших условиях.
Именно здесь, в городской, муниципальной сфере в ближайший год-два нужно будет достичь зримых результатов. Первым индикатором перемен будет состояние волгоградских дорог к осени 2015 года. Однако тот факт, что развитие кризиса в 2015-2016 годах не только обострит ситуацию в ЖКХ, во всей системе городского хозяйства, но и ухудшит социальное самочувствие населения города-миллионника, должно настроить и губернатора, и его городских выдвиженцев на серьезную и постоянную работу не глобально-стратегического, а сугубо местного значения. Эта «черновая» работа станет тестом на прочность для первых представителей нового поколения волгоградской управленческой элиты. В то же время губернаторского кураторства, реорганизации и поддержки ждут проблемы крупных волгоградских предприятий, в том числе уже начатые оборонные проекты, проблемы науки, высшего образования, проблемы малых и средних городов области.
Уроком года стала ситуация, связанная с определением судьбы ПО «Химпром». Она показала, что стремящимся к снижению социальной напряженности и решению социальных проблем региональным лидерам приходится иметь дело с мощными лоббистскими структурами российских ФПГ. Заставить их считаться с интересами регионов могут либо федеральное правительство, либо консолидированные действия нескольких губернаторов, поддержанные широкой общественностью. С другой стороны, тот факт, что в Волгограде не прерывалась реализация федерального проекта подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, свидетельствует, что усилия губернатора по координации действий частных инвесторов, использованию местных ресурсов при решающей поддержке центра дают позитивные результаты.
Можно сказать, что первый год губернатора Андрея Бочарова был не просто годом обещаний и деклараций о намерениях, но и в целом успешным годом создания реальных кадровых, финансовых, организационных условий для запуска и продолжения актуальных для региона и страны в целом модернизационных проектов. Их старт и новый этап не должны затягиваться. Даже в условиях кризиса.
«Большую ревизию» волгоградской элиты губернатору предстоит дополнить новым диалогом с обществом
Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Волгограда:
- Временем «большой ревизии» стал для Волгоградской области первый год губернаторства Андрея Бочарова. Эта ревизия охватила практически все сферы региональной жизни – административный класс, политический процесс, экономические отношения и проекты, социальную сферу, инфраструктурные проекты и т.д. Очевидно, что коренного перелома в этих сферах достичь за 12 месяцев невозможно. Однако, основания для необратимости перемен заложены, и, судя по всему, 2015 год имеет серьезные шансы стать для Волгограда действительно «годом великого перелома».
Пока же можно констатировать, что волгоградской региональной элиты в том виде, в каком она существовала последние 15 лет, больше нет. Люди в большинстве своем остались, конечно, живы-здоровы, но вот их статус, а также характер их отношений (политических, деловых, коррупционных и пр.) серьезно изменился. Практически уничтожена каста политических господ, составлявшая реальную волгоградскую партию власти на протяжении полутора десятка лет. То, с какой легкостью и быстротой это произошло, до сих пор вызывает изумление. Люди, повелевавшие еще совсем недавно миллионным городом и огромным регионом, сегодня либо покинули Волгоград, либо влачат жалкое политическое существование, прячась по углам и обсуждая ими же сочиненные слухи и сплетни на тему «потерпим еще немного, скоро все наладится». Неспособность бывших волгоградских господ сохранить политическую субъектность с приходом Бочарова на пост губернатора лишний раз подчеркивает слабость, инфантильность, никчемность и бесполезность уходящей региональной элиты. Удивляться приходится теперь не тому, что бывшие хозяева волгоградской жизни обанкротились и отправились на политическую свалку, а тому, что это произошло только сейчас.
Демонтаж старой региональной элиты спровоцировал паралич привычной публичной политической жизни. «Публичная политика в Волгограде исчезла, умерла», - сетует один из бывших волгоградских градоначальников. Однако, она исчезла не потому, что «всех придавил» Бочаров, а потому, что сами привычные участники политического процесса оказались «голыми королями». Они не знают, что делать им самим, что предложить волгоградцам, какое место занять в новой региональной политической системе. И в этом незнании, бессилии, беспомощности уходящей волгоградской элиты проявилась нищета и пустота многолетней публичной волгоградской политики. Она была ярмаркой пустого тщеславия, бессодержательного политического эксбиционизма, прикрывавшего пиаровской мишурой отсутствие смысла, стратегии и большой цели.
Потому потерю такой публичной политики практически не заметили обычные волгоградцы, потому стоны в связи с ее утратой раздаются лишь из щелей социальных сетей и в тиши некогда высоких кабинетов, превратившихся в политические склепы. «Жуликоватость волгоградской элиты» (о чем говорил еще губернатор Сергей Боженов), ее коррупционное социальное происхождение сделали неизбежной для Андрея Бочарова реальную борьбу с коррупцией. Очевидно, что на практике эту борьбу ведут небезупречные специалисты, сами до недавнего времени входившие в высший региональный политический класс, и им присущи очень многие родовые черты этого класса. Но тут Бочаров, вероятно, решил действовать по сталинскому принципу «других писателей (читай - борцов с коррупцией) у меня для вас нет». И это привело не только к торжеству реализма в волгоградской политике, но и к еще большей деморализации уходящей региональной элиты.
Скорее всего, «большая ревизия», начатая Бочаровым весной 2014 года, продлится и весь 2015 год. Полученная новым губернатором на выборах 14 сентября 2014 года степень общественного доверия (свыше 80% голосов избирателей) и карт-бланш Кремля позволяют Бочарову сохранять широкие возможности для политического маневра и применять самые жесткие технологии для достижения социально-экономических и политических целей. Однако, губернатору-реформатору не стоит расслабляться. Неспособная к активному сопротивлению уходящая региональная элита с нетерпением ждет, когда же Бочаров поскользнется на какой-нибудь «арбузной корке». И наверняка будет пытаться такие корки ему под ноги дополнительно подбросить.
Неэффективность городских властей Волгограда, провал дорожного ремонта весной-осенью 2015 года в областном центре, отсутствие понимания горожанами того, что делает городская власть, точечные социальные конфликты (вроде голодовки матерей), возникшие в результате головотяпства чиновников на местах – это только некоторые щели в губернаторском политическом бронежилете, в которые могут начать целиться его деморализованные оппоненты. Принципиальную важность для Андрея Бочарова имеет постоянный и эффективный диалог с общественным мнением, с рядовыми волгоградцами, которые считают сегодня губернатора «своим». Уходящая старая региональная элита не является ни помощником, ни союзником Бочарова, говорить с ней особо не о чем. Формирование новой, бочаровской административно-политической элиты займет несколько лет. И в этот период «элитного безвременья» у главы региона внутри области нет иного союзника, кроме общественного мнения. И этого союзника нужно поддерживать, им нужно дорожить.
...После недавних арестов и возбужденных уголовных дел в Городищенском районе, когда к ответственности были привлечены бывшие и нынешние муниципальные руководители, среди городищенцев возникла стихийная инициатива – начать сбор денег на народный памятник Бочарову. «У нас воровали всегда, но до Бочарова никто воров не прижимал», - комментируют свою инициативу жители пригородного района. Конечно, вряд ли такой памятник Андрею Бочарову пока в районе появится. Однако для губернатора очень важно, чтобы этот порыв у людей не иссякал. И не только в Городищенском районе.
Андрею Бочарову удалось создать вертикаль власти в Волгоградской области
Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS,
Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК)
в Волгоградской области:
- Деятельность Андрея Бочарова как губернатора Волгоградской области в целом положительно оценивают более 60% участников опроса, проведенного порталом «ПОЛИТРУС-ЮГ» по случаю первой годовщины нахождения Андрея Ивановича на посту главы региона. Самый популярный из предложенных вариантов ответа - «удовлетворительно» - выбрало 28% участников опроса.
Оценку «хорошо» губернатору Бочарову поставили 26% респондентов - это второй по популярности вариант ответа. А вот на «отлично» работу нового губернатора оценили лишь 7% жителей Волгоградской области, принявших участие в Интернет-опросе. Этот вариант ответа оказался на последней позиции.
При этом 39% опрошенных сочли деятельность Бочарова на посту губернатора Волгоградского региона недостаточно эффективной: «не справляется» с 20% на 3-й позиции и «неудовлетворительно» с 19% - на четвертой.
Нет единого мнения в оценке деятельности губернатора и у депутатов Волгоградской областной Думы. Так член думского комитета по бюджету и финансам Руслан Шарифов в числе положительных моментов отмечает тот факт, что Бочарову удалось создать новую четкую вертикаль власти в регионе, в которой понятны и логичны роли исполнительной и законодательной ветвей, главное - все работает как надежный и слаженный механизм.
По мнению Шарифова, в заслугу губернатору можно смело поставить стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности администрации Волгоградской области, прозрачность и реалистичность новой бюджетной политики. Парламентарий отмечает и важность изменения кредитной политики, выразившееся, в том числе, в переходе от дорогих заимствований у коммерческих банков к более дешевым государственным. Это значительно облегчило нагрузку на региональный бюджет и высвободило дополнительные финансы для решения первоочередных задач. Шарифов ожидает от Бочарова изменения инвестиционного климата в регионе и поднятие его уровня хотя бы до общероссийского показателя. В этом направлении, по его мнению, важны логичность действий власти и четкое следование самими же установленных правил.
При этом он убежден, что в Волгоградской области большие резервы для экономического возрождения. Если малому и среднему бизнесу главное - не мешать развиваться, не создавать искусственных препонов, то для крупного бизнеса - в первую очередь промышленности, где окупаемость проектов продолжительна во времени, важно внимание со стороны власти.
Депутат считает необходимым в отношении промышленных предприятий пересмотреть ставки по имущественному и земельному налогам, оказывать содействие в приобретении ими электроэнергии по адекватной экономической ситуации цене (особенно учитывая нахождение в регионе одной из крупнейших в Европе Волжской ГЭС), а также изучить возможность частичного субсидирования процентной ставки банков при получении кредитов на оборотный капитал.
Коллега Шарифова - заместитель председателя думского комитета по культуре Николай Лукьяненко также советует губернатору обратить внимание на бизнес, который в Волгоградской области находится в депрессивном состоянии. По его мнению, важно наладить прямой диалог с предпринимателями - обозначить прозрачные и как можно более простые правила игры. А с проведением работы по возвращению крупных налогоплательщиков в регион рекомендует не затягивать. Огромный пласт нерешенных проблем Лукьяненко видит в сфере сельского хозяйства - область аграрная, и на АПК необходимо обратить пристальное внимание.
Парламентарий считает, что однозначно Бочаровым разрешен только один вопрос - межэлитных войн и противостояния региональной власти с силовыми структурами. По его словам, больше это не отвлекает ни одну из сторон от непосредственного исполнения своих должностных обязанностей. С этой оценкой Лукьяненко нельзя не согласиться. Я бы сказал еще более жестко – речь идет о разрушении мощных криминально-чиновничьих схем, которые последние полтора десятилетия паразитировали на бюджете и имуществе города Волгограда и региона в целом.
Особенностью этой первой весомой победы губернатора является, на мой взгляд, то, что она пока очевидна лишь политической элите и экспертному сообществу, однако, если Бочаров останется столь же решителен и дальше, то положительный эффект от этого начнет ощущаться уже всеми жителями. В частности должно заметно улучшиться качество ремонта дорог и обслуживания жилого фонда управляющими компаниями - обе эти сферы по-прежнему наиболее криминализированы и традиционно для региона контролируются чиновниками, депутатами и представителями силовых структур. В отношении ряда из них в ближайшее время стоит ожидать возбуждения уголовных дел.
Смелый год Андрея Бочарова
Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде»:
- Если охарактеризовать первый год Андрея Бочарова на посту губернатора Волгоградской области одним словом, то этим словом было бы «смелость». Безусловно, для Героя России, получившего высшую государственную награду за воинский подвиг, это понятие опционального рода. Но одно дело демонстрировать бесстрашие и доблесть против явного врага, и совсем другое против тех, кто рядом, и кто рассчитывает на «взаимные дружеские чувства». Эта смелость особого рода, может быть самая трудная, и Бочаров пока успешно сдает «сингапурский» тест, часто цитируя Ли Куан Ю в своих решениях: «Вы точно знаете за что, и они знают - за что».
Нельзя сказать, что прежние губернаторы не были способны на смелые поступки, но исключив прежнюю избирательность, Бочаров возвел смелость в ранг политического абсолюта. За год он неизмеримо увеличил свой политический капитал, просто сделав то, на что его предшественникам не хватило элементарного – смелости. Например, за год перегрузить всю политическую систему по заветам Святого Писания - «и последние станут первыми». Сегодня те, кто еще недавно искал адрес облдумы и регионального политсовета «Единой России» по навигатору, принимают судьбоносные для региона решения. И кто теперь возьмет на себя смелость сказать, что это получается у них хуже, чем у прежних, казалось совсем уже незаменимых элитарев?
За год переписана редакция и самого понятия «региональная элита», которая оказалась равноудаленной от Андрея Бочарова. Сегодня вряд ли кто может с уверенностью сказать, что входит в «ближний круг» губернатора, а тем более в когорту неприкасаемых. «Крестовый поход» против элитарной коррупции, которой очень густо пронизана вертикаль исполнительной власти в регионе, - это также важный индикатор уровня личного бесстрашия Бочарова.
Снисходительное и я бы сказал бережное отношение региональных правоохранительных органов к высокопоставленным жуликам и ворам делали их до последнего времени неуязвимыми, что резко повышало репродуктивность коррупционных метастаз во власти. Разгром городищенского мафиозного «спрута» показал, насколько велики масштабы и уровни коррумпированности муниципальных эшелонов власти, и что объявленная Бочаровым декриминализация,
это уже не показательно-фрагментарный, а системный выбор губернатора.
Также становится всем понятно, что партийные билеты «Единой России», равно как и других партий, уже не являются индульгенцией для коррупционеров, а будут скорее отягощающим обстоятельством при рассмотрении коррупционных дел. Бочаров в течение года не раз и не два заявлял, что элитарная коррупция, которая имеет множество различных форм и проявлений, напрямую угрожает стабильности региональной экономики и подрывает авторитет государства у граждан. Люди перестают доверять власти, следовательно, теряют интерес к политике и государственным институтам власти. Начинают считать, что от них не зависит ровным счетом ничего, что выборы куплены, а законы проведены не в интересах общества, а в интересах отдельных лиц и групп людей.
Конечно, уже не за горами то время, когда одной смелости для того чтобы изменить ситуацию, к примеру, в региональной экономике, Бочарову будет недостаточно. Но то, что он демонстрировал весь этот год, дает веский повод говорить, что Бочаров найдет в себе смелость признать это, и также выбрать верную траекторию, сформулированного Дмитрием Медведевым «заходного маневра» на вторую Звезду Героя России.
Хотя, что-то мне подсказывает, что такие люди, как Бочаров, работают не за медали - им просто «за державу обидно».