В качестве примера можно привести принятый на днях закон, устанавливающий ограничения для депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. В этом документе, принятом на днях Астраханской облдумой по инициативе прокурора, внесены изменения в статью 16 Устава Астраханской области. Для депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, определен ряд ограничений, в том числе:
— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
— использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
— получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
— выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с федеральным законодательством.
Инициатива прокурора, как говорится, «проросла» не на пустом месте. Ранее астраханские депутаты, как правило, предпочитали закрывать глаза на нецелевое использование своими товарищами, работающими на постоянной основе, маттехники и финансовых ресурсов облдумы. Однако эти факты вызывали справедливые нарекания со стороны гражданского общества. Принятый закон не только стал заслоном для внеправового использования депутатами своих возможностей, но и показал жителям области силу прокурорского надзора.
Примечательным примером прокурорского надзора в отношении исполнительной власти служит такой факт. Земельный участок, прилегающий к детским садам и жилым домам по улицам Ботвина и Красноармейской города Астрахани, длительное время загрязнялся отходами битума и иных нефтепродуктов. Несмотря на многочисленные обращения жильцов домов в органы местного самоуправления по поводу нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, администрация Ленинского района областного центра действенных мер к устранению недостатков не принимала. Даже после привлечения главы администрации к административной ответственности сбор и вывоз бытовых отходов и мусора организован не был.
Прокуратура Ленинского района города Астрахани, проверив исполнение районной администрацией законодательства об охране окружающей среды, обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации района незаконным и обязать ее устранить выявленные нарушения. Не только жители вышеуказанных домов, но подавляющее большинство горожан расценили этот шаг прокуратуры как своевременный и действенный.