«Газете «Инфокам»! Успехов, здоровья, счастья! Приеду обязательно. 5 сентября, 2011 года. Михаил Светин».Сегодня, 30 августа, утром ушел из жизни актер Михаил Светин. Ему было 84 года. Сердце всенародного любимца остановилось в 6:45. Михаил Светин оказался на больничной койке после инсульта. Поклонники актера надеялись на чудо...

...Актерская судьба Народного артиста России Михаила Светина была связана и с Камышином. Вспоминая актера, infokam.su публикует интервью, которое собрано из ответов, данных Михаилом Семеновичем журналу «Советский экран», газетам «Комсомольская правда и «Трибуна». За свою карьеру Михаил Семенович сыграл в 80 фильмах. По признанию самого мастера, он стал актером в Камышине!

— Когда вы пришли работать в театр?

— Меня не брали никуда! Ни в ГИТИС, ни в Вахтанговское. То ростом не вышел, то зубы не такие… Однажды увидел афишу «Гастроли театра Райкина» и решил сделаться артистом его театра. Узнал, что Аркадий Исаакович остановился в гостинице «Москва», отправился туда и шесть дней за ним гонялся. В конце концов мэтр согласился меня прослушать. Я читал «Оратора» Чехова. Райкин сидел в зале московского театра им. Маяковского вместе с Зиновием Гердтом. «В одно прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь распространенных в нашем отечестве — от злой жены и алкоголизма», — начал я... Тут Райкин прыснул! Я остановился и спрашиваю: «Ну, что?» Он говорит: «Продолжайте, продолжайте». В общем, сжалился и взял в свой театр, откуда я спустя несколько месяцев вылетел, как пробка из бутылки.

Вел я себя, конечно, не лучшим образом: опаздывал на репетиции, даже осмелился дерзить Аркадию Исааковичу. Кто такое потерпит? Не оставалось другого выхода, как пойти на театральную биржу в поисках работы. Было в те годы такое бюро по трудоустройству, куда со всей страны съезжались актеры искать себе работу. Престижным считалось попасть в театральную труппу крупного города: Архангельска, Куйбышева, Горького. И вот один директор театра стал меня расспрашивать, где я учился, где играл. А к тому времени я мог похвастаться только ролями в драмкружке музыкального училища. Но, видно, я ему понравился, несмотря на биографию. Потому что он пригласил меня к себе и назначил хороший по тем временам оклад — 600 рублей, как артисту 4-й категории. Это был 1956 год, еще до денежной реформы.

— И в каком городе находился театр?

— Это-то я и забыл спросить. И оказался в Камышине Волгоградской области. Деревянные домики, театрик городской, актеры, которые в нем всю жизнь проработали. Был там свой комик, очень талантливый артист, настоящий самородок Николай Николаевич Гуро. Он, когда по улице проходил, со всеми здоровался, и все его знали. Жизнь у меня в Камышине складывалась неплохая, мне сразу главную роль дали в пьесе Мольера «Брак поневоле». Я играл старикашку, натягивал такой хитрый парик с лысиной… В этом же спектакле я со своей будущей женой познакомился Брониславой, она играла героиню. Ей было 17 лет, она была первой актрисой. Влюбились друг в друга, но брак зарегистрировали через год: поначалу нас из загса выгнали, потому что невесте еще восемнадцати не исполнилось. Броня такая красивая женщина была, с фигурой, что я немедленно решил на ней жениться. Да и актеры подначивали: «Держись Брониславы! Героиня — это амплуа. Всегда будешь иметь работу!» Но не в этом, конечно, было дело. Иначе мы с ней давно бы разбежались, а так прожили вместе больше 50 лет.

— Мне всегда казалось, что провинциальный театр — это довольно грустное явление.

— Нельзя так однобоко к этой проблеме подходить. Это зависит от театра. Я 12 лет играл на периферии, после Камышина был североказахстанский Петропавловск, Иркутск, Кемерово, Пенза, Петрозаводск. И я видел очень талантливых артистов, просто у них жизнь так сложилась, что они не стали всесоюзно известными. И мне эта школа, опыт многое дали. В Камышине я стал актером. Я работал, играл главные роли, неудачных женихов, недотеп, зал грохотал от смеха… Так меня стали узнавать в Камышине.

После Камышина в судьбе актера были подмостки Кемерова, Петропавловска, Иркутска, Пензы, Петрозаводска... А в 1973 году он пришел в кино. К сожалению, ни в одном из этих фильмов Михаил Семенович не сыграл главной роли. Однако экранных героев актера помнят все — от мала до велика. Эти персонажи добры, смешны и, может быть, немного наивны. Как, собственно, и весь окружающий мир, о котором Светин написал книгу воспоминаний «Разговоры по телефону».

Послесловие. Я всегда думал, как бы взять хоть пару слов у известного актера. И судьба преподнесла такой шанс. В 2011 году с актером встретилась певица и актриса Лора Виталь, которая также начинала творческий путь в Камышине, в народном коллективе «Здравица». Будучи в Санкт-Петербурге Лора в Доме актеров преподнесла в дар Михаилу Семеновичу мою книгу «Путеводитель по старому Камышину».

Мэтр кино обрадовался. Он тут же вспомнил наш город и признался: «Нигде… Нигде больше, кроме Камышина я не ел… соленых арбузов!» Михаил Семенович по-прежнему тепло отзывается о Камышине. Он помнит и любит наш город. На память «Инфокаму» Михаил Светин написал небольшое пожелание:

«Газете «Инфокам»! Успехов, здоровья, счастья! Приеду обязательно. 5 сентября, 2011 года. Михаил Светин».