— Все свои депутатские сроки (1993-1998 годы и с 2003 года по настоящее время) я работал в комитете по бюджету, налогам и финансовой политике. И, наверное, будет правильнее рассказать о том, что удалось сделать, работая в данном комитете. Начнем с того, что в самой первой Думе (1993-1998 годы) сложилась парадоксальная ситуация: органы законодательной власти, оставшиеся от Советского Союза, были распущены, но нам, одним из немногих в России, удалось провести выборы и создать свою Думу. Волгоградская область была в числе 12 регионов, которые успешно справились с поставленной задачей. Это было тяжелое время. Законодательная база практически отсутствовала, поэтому приходилось все создавать «с нуля». Сегодня я с гордостью могу сказать, что принимал участие в составлении бюджетного законодательства области. Нам также удалось одним из первых в России создать свою контрольно-счетную палату. Отмечу, что в дальнейшем законодательство Российской Федерации во многом составлялось, исходя уже из местных законов. В настоящее время все гораздо проще: есть отработанные законы, поправки к ним, интернет и многое другое.
Считаю важным то, что в «лихие девяностые» нам удалось создать бюджетное законодательство региона, которое прозрачно для народа. То есть при составлении бюджета какого-либо населенного пункта области можно отследить все статьи доходов и расходов. Причем главы населенных пунктов обязаны защищать все позиции. А это дает уверенность в том, что развитие муниципалитетов будет продолжаться, будет выплачиваться своевременная зарплата и так далее.
К тому же есть программа софинансирования регионом определенных расходов по социально-значимым проектам. В Камышине, например, по этой программе ремонтируется роддом.
— Сейчас активно обсуждается сокращение чиновничьего аппарата. Ваше видение проблемы?
— Думаю, что проблема эта проблема больше актуальна для Волгограда. В Камышине и Камышинском районе администрации более законопослушные. Напомню, что в бюджет закладывается не количество чиновников в каком-либо муниципалитете, а денежные средства, которые можно потратить на содержание административного аппарата. Если взять заработную плату вновь принятых работников в администрации какого-нибудь района Волгоградской области, она составит около 6 тысяч рублей. Ведь у вновь принятого работника нет ни классности, ни аттестации. Согласитесь, на такие деньги сложно прожить. Хотя сейчас в различные администрации идут работать хорошо подготовленные специалисты — например, выпускники ВАГС. Однако кадровая проблема все равно остается: очень много специалистов за последние 10-15 лет уехало из региона в столицу и за рубеж.
— Вы говорите, что администрация Камышина законопослушная, а как обстоит дело с инициативой по улучшению жизни в городе?
— Здесь можно отметить завершение строительства дюкерного перехода. Я полагаю, это большой успех администрации Камышина. На реализацию проекта были привлечены достаточно крупные суммы для улучшения водоснабжения южной части города.
Много делается для освещения улиц и кварталов. Исполняя наказы избирателей, в этом году в Камышине на освещение будет истрачено более двух с половиной миллионов рублей. Причем осветят город фонари, в которых источниками света служат диоды. Такое решение значительно сократит потребление электроэнергии и снизит эксплуатационные затраты, поскольку диоды представляют собой практически вечные источники света, которые к тому же не требуют специальной утилизации. Очень красиво отстроили набережную в Камышине. Я часто бываю у вас и могу сказать, что благоустройство вашей набережной гораздо лучше, чем в Волгограде. Однако все равно администрациям города и района нужно быть более активными. В настоящее время рассматривается проект нового водовода в Петров Вал, обсуждаются два варианта: вести водовод от Камышина или бурить артезианскую скважину рядом с Петров Валом. Но время обсуждать прошло, пора действовать.
— Вы упомянули о наказах избирателей. Как они к вам попадают?
— В основном, наказы приходят от коллективов или групп людей. Хотя есть и адресные. Зачастую наказы избирателей рождаются прямо на встречах, которые я провожу в общественных приемных в Волгограде, в Камышине и Камышинском районе.
— Приведите несколько примеров реальной помощи?
— Возьмем только 2010 год. Приобрели спортивный инвентарь и спортивную форму в школу № 7 города Петров Вал, в «Подростковый клуб «Олимпия» Госселекстанции, в школу села Петрунино и в школу села Семеновка. Сумма закупок составила в общей сложности около 70 тысяч. Удалось помочь в приобретении тренажеров и спортивного инвентаря для Саломатинского сельского клуба — это около 90 тысяч рублей. Один из самых масштабных наказов, по которому оказывалась финансовая помощь — освещение улиц Телеграфной, Пионерной и переулка Тоннельного в Петров Вале. На это было израсходовано более 200 тысяч рублей. Для камышинской школы № 15 были приобретены компьютеры на сумму около 100 тысяч рублей. Адресная помощь была оказана многодетной матери из села Петрунино. Её сын поступил в «Волгоградский кадетский (казачий) корпус имени Героя Советского Союза К. И. Недорубова» и нужно было покупать соответствующую форму. 300 тысяч было направлено на помощь в восстановлении медицинских учреждений в районах, пострадавших от пожаров начала сентября. Был реализован ряд других проектов.
— Возвращаясь к вопросу об активности администраций, хотелось бы спросить: может, лучше ввести институт сити-менеджеров?
— Это не панацея. При таком раскладе глава города попадает в зависимость от Думы, которая его наняла. В этом случае произойдет совпадение исполнительной и законодательной ветвей власти, что недопустимо. Назначения оправданы в институте губернаторов, а на местах лучше трудятся руководители, которых избрали жители.
— Как вы относитесь к идее переноса памятника Петру Первому из Москвы в Камышин?
— Полагаю, москвичи этот памятник все-таки не отдадут. Просто перенесут его куда-нибудь в другое место Москвы. Вся эта шумиха, на мой взгляд, связана с отставкой Лужкова. Но если его перенесут в Камышин, то на островке в месте слияния Камышинки и Волги памятник смотрелся бы весьма кстати. Причем расходы на демонтаж, транспортировку и монтаж, по моему мнению, будут не столь огромными, как заявляют некоторые эксперты. Если памятник перевозить по реке, то можно на барже транспортировать довольно крупные фрагменты, а водный путь в России один из самых дешевых. Наличие памятника в Камышине даст определенные перспективы для туризма.
— Кстати, о туризме. В последнее время на всех уровнях региона идет обсуждение перспектив развития туристической отрасли. Как обстоят дела в этой сфере?
— Перспективы есть, и они достаточно хорошие. В Волгоградской области есть, что показать, и я считаю, что внимание туристов не следует заострять лишь на Мамаевом Кургане и Волгограде. В Камышине и Камышинском районе есть масса мест, в которые люди будут приезжать! Щербаковская балка, горы Уши, волжские красоты, арбузный фестиваль — туристических продуктов для показа предостаточно.
Но для этого нужно сделать очень многое: создать инфраструктуру, продумать экскурсии, сделать необходимую рекламу. Также не лишним будет решить вопрос с «балаганами», в которых ведется торговля вдоль федеральной трассы. Их вид явно не эстетичен. К сожалению, одними административными мерами и ресурсами здесь не ограничиться. В настоящее время в Волгоградской областной Думе готовится ряд законопроектов, которые будут предоставлять значительные льготы для инвесторов, в частности для тех, кто будет развивать туризм.
— Владимир Георгиевич, законодательная инициатива по привлечению инвестиций понятна, а как с инициативой с мест?
— Было много инициатив. Например, рассматривались различные проекты по созданию промышленных объектов. К сожалению, большинство из них «подкосил» кризис. Однако в настоящее время налицо все признаки того, что и Россия и Волгоградская область оправляются от последствий кризиса. А значит, у нас есть перспективы для развития.