Инфокам

Кто ты, колдун Уракова бугра

Над безбрежными ковыльными степями пронесся ветер, когда хан Батый остановился близ горы хана Урака. Внутри горы сидел колдун, владеющий страшными знаниями прошедших веков, скрытых от непосвященных бездной времени. Он начал будить древние силы и требовать повиновения. На Волге поднялась буря...

Бередит нервы, не так ли? Так кто же ты был такой, Урак: атаман, колдун или хан. Да и был ли вообще? Попробуем разобраться...

У писателя В. Г. Яна в повести «Батый» читаем: «Главный колдун, Газук, заперся в пещере внутри Ураковой горы и не вышел приветствовать вождя монгольского войска».

Отметим для себя: точная историческая дата стояния Батыя возле горы — 1237 год. И еще одно географическое уточнение: Ураков бугор находится всего в 40 километрах выше Камышина (часть татаро-монгол после переправы через Волгу вполне могла высадиться где-нибудь в районе нынешнего 6 микрорайона!). Но это отступление от темы...

Перенесемся во времени дальше — в 1670 год. В это «веселое» время по Волге гуливал Разин и падали людишки лицом на корму, заслышав грозный крик «Сарынь на кичку!». Расскажем легенду, бытующую в камышинском районе...

«Однажды атаман волжских разбойников Урак приказал молодому Степану Разину остановить судно. Степан возразил: «Грешно тебе, атаману, грабить крестьянский люд!» Урак разозлился и честно предупредил, что в следующий раз убьет дерзкого казака. Так повторилось трижды. Когда Ураку все это, мягко скажем, надоело, он выстрелил в Степана, но заговоренный Разин вернул пулю атаману. Грозный Урак стал безумно хохотать, и сердце его разорвалось. С тех самых пор его душа не может найти покоя: во время бурь на Волге на вершине бугра часто слышен грозный хохот Урака».

Есть и несколько отличные версии данной легенды. В них, во-первых, будущий атаман Разин сам понял, какие прибыли ему сулит высокая гора, с вершины которой прекрасно обозревались окрестности, а заодно уж захотел отобрать награбленное добро у нынешнего атамана Урака. Во-вторых, стрелялись они по-честному, на кремневых пистолетах. В-третьих, хохотать начал как раз таки Разин, а Урака отскочившая от Степана пуля сразила прямо в сердце.

Впрочем, не будем придираться к мелочам... Отметим лучше одну важную деталь легенды: Разин в ней уже «заговоренный», то есть пообщавшийся с нечистой силой. Историками разных лет записано множество былей и небылей, в которых рассказывается том, как летали расписные челны Степана и как сам он парил по воздуху. Да и много чего еще!

Наконец третья легенда. Она соединяет разрозненные части воедино и повествует «о заговоренном Разине». Дело было примерно так: перед тем, как возродить на Руси истинную правду, пришел Степан к колдуну Ураковой горы и попросил сделать его неуязвимым для врагов. Как все теперь знают, это называется «заговорить». За эту «услугу» отдал он душу свою дьяволу, но сделался непобедимым (вспомните: пуля-то отскочила!).

Интересно, что легенда о том, что Разин «заговоренный человек» и неуязвим для врагов, появилась еще при его жизни. Царицынский воевода в 1670 году отписывал царю:

«Того есаула Разина ни пищаль, ни сабля, ничего не берет». Есть, конечно, в соединении легенд одно «но»: со времен Батыя до рождения Разина прошел не одно столетие. Однако скажем честно: чего стоят наши человеческие мерки времени для настоящих колдунов, живущих в пещерах?! Не сам колдун дожил, так, в конце концов, учеников оставил!

Кстати, вспомним о Газуке. Писатель В. Г. Ян живописал его так: «...старик в медвежьей шкуре. Его лицо густо заросло бородой, седые волосы торчали клочьями во все стороны... Он пел песню и размахивал посохом с золотым набалдашником».

Красота, да вот только волгоградец М. Кучеров приводит легенду о монгольском (!) колдуне Газуке, который якобы тоже ютился в пещерах. Бурлаки, попытавшиеся войти во владения колдуна, были жестоко наказаны: им померещилась девушка, восставшая из золотого гроба. Вот так! А у писателя Яна Газук — вроде как русский колдун, да еще с национальным патриотизмом в душе: не выйду к тебе, хан Батый, и все тут! Еле-еле с нукерами поймали и приволокли на поклон!

Есть еще интерес послушать несколько легенд?.. Пожалуйста! По всем законам жанра сказ о битве Урака и Разина требует романтического окончания. Небольшое отступление: как известно, выше Камышина расположено три самых знаменитых бугра: Ураков, Настин и Разина. Последний часто неправильно именуют утесом, вспоминая известное стихотворение и песню. На самом деле это «Бугор Степана Разина», и никак иначе! Теперь собственно продолжение легенды...

После гибели Урака бугор так и стали называть его именем. Степан Разин, воспользовавшись победой, поселился в соседних пещерах, откуда стал совершать свои «доблестные» набеги на проходящие по Волге корабли. Так появился бугор Стеньки Разина. Он многократно приумножил богатство Урака и славно жил, а Настя была его любовницей. На нее наложил проклятие колдун Урак после своей смерти. (Вот так побежденный атаман Урак в один момент превращается в легендах в колдуна!) Бедная Настя всегда любила Стеньку, но околдованная Ураком, она была обречена вечно скитаться вокруг бугра, который впоследствии назвали Настин.

Говорят, что до сих пор на вершине слышен её безудержный плач... Особенно в непогоду, когда оживают длинные тени и в пещерах просыпается колдун, владеющий страшными знаниями прошедших веков, скрытых от непосвященных бездной времени. Он начинает будить древние силы и требовать повиновения. И на Волге поднимается буря...

Exit mobile version