О скандале с листовками, порочащими депутата областной Думы Ирину Гусеву, писали многие СМИ — как местные, так и федеральные. Тянется эта история с августа, но только в октябре скандал вступил в завершающую стадию, когда Следственное управление СКП РФ по региону обнародовало итоги проведенной проверки — в виде ответа на запрос депутатов облдумы. Выяснилось, что заказчиком листовок был советник губернатора Волгоградской области по вопросам физкультуры и спорта Александр Глинянов.
«После исполнения заказа Глинянов отказался от намерений распространять листовки, попросив изготовителя их уничтожить. Во время перевозки листовок к месту уничтожения они были обнаружены и изъяты следственными органами»,- говорится в ответе Следственного управления СКП. Поскольку Глинянов «добровольно отказался от совершения преступления», уголовное дело против него возбуждать не стали.
Ответ СУ СКП обсуждался на заседании фракции «Единой России» областной Думы: Александр Глинянов — член «ЕдРа». Большинство высказалось за исключение Глинянова из партии. Наконец, сам виновник скандала извинился перед Ириной Гусевой — по ее словам, этого потребовал от него губернатор Анатолий Бровко. Гусева также сообщила, что в отношении Глинянова будут приняты меры как по партийной линии, так и губернатором. Между тем, Александр Глинянов продолжает оставаться в должности советника главы Волгоградской области. А сам Анатолий Бровко никаких комментариев по поводу этого скандала не давал.
Многие эксперты сходятся во мнении, что отнюдь не Глинянов был заказчиком злополучных листовок. Так это или не так — остается только гадать.
Собственно, историю с листовками мы напомнили как иллюстрацию к интересному документу, который называется «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Кодекс разработан в недрах Минсоцразвития РФ и должен служить основой для подобных кодексов по всей вертикали исполнительной власти. К слову, такой кодекс приняли недавно и в мэрии Волгограда.
«Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса», — так сказано в «Типовом кодексе». Что же мы «вправе ожидать» (забавная формулировка, не правда ли?) от наших чиновников?
Например, «государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны», среди прочего, «исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей». Говоря по-простому, чиновников призывают не заниматься коррупцией. Следующий пункт Кодекса конкретизирует эту светлую мысль: чиновники призваны «уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений».
В разделе «Соблюдение законности» есть еще один «аникоррупционный» вариант: «При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей».
Кодекс также призывает бюрократов «проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами». А еще — «воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного и муниципального служащего». Эту формулировку вполне можно было бы заменить на короткое «Почитай вышестоящее начальство».
А чтобы чиновники были патриотами, в Кодексе предусмотрен для них и такой пункт (извините, опять многословный): «Воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота».
Чтобы чиновникам жизнь совсем уж не казалась бы медом, Кодекс призывает их воздерживаться от «курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами». Наконец, «Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность». Интересно, носить часы ценой в десятки тысяч долларов — это соответствует «общепринятому деловому стилю»?
Последний раздел «Типового кодекса» трактует ответственность за его нарушения. Приведем его полностью:
«Нарушение государственным или муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности.
Соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий».
Моральное осуждение «на заседании соответствующей комиссии» — кара, наверное, серьезная. Только, отчего-то думается, не в нашей жизни. Если уж Уголовный кодекс РФ не останавливает чиновников от злоупотреблений властью в разных проявлениях, то напирать на мораль — как мертвому припарка. Это уж точно должны знать в министерстве здравоохранения и социального развития РФ.
Было бы логичным, если б Минздравсоцразвития РФ вслед за типовым этическим кодексом для чиновников озаботился бы написанием кодексов и для граждан. Скажем, Кодексом этического поведения в очередях в поликлиниках, Кодексом для собирающих справки по чиновничьим кабинетам и так далее, и тому подобное. А сокращаемых с таким скрипом бюрократов определить в комиссии, чтоб следили за выполнением этих кодексов.
А если говорить серьезно, «Типовой кодекс», о котором шла речь, — профанация серьезного контроля за служебной деятельностью наделенных властными полномочиями. Обществу не нужны публичные клятвы чиновников, даже если они будут подписывать их кровью. Обществу нужно от бюрократического аппарата выполнение элементарных управленческих функций, не отягченных личными или клановыми интересами чиновников.
В конце концов, главная заповедь для чиновника любого уровня прописана в Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».