Как вы считаете, уважаемые читатели, если бы такое объявление появилось на минувшей неделе на страницах камышинских газет, прозвучало в телерадиообъявлениях, появилось в виде приглашений в наших почтовых ящиках, обратили ли мы внимание на тему заседания — «ПРОБЛЕМЫ ЖКХ»? Обратили бы, еще как обратили! Потому что проблемы ЖКХ «достают» всех россиян, а камышан, как мне кажется, особенно, уже не одно десятилетие. Но ни решения об экстренном заседании гордумы, ни соответствующей «пресс»-подготовки в СМИ, ни тем более приглашений в почтовых ящиках горожан не было, нет и, судя по всему, не будет!
А жаль. Ведь повод, причем, самый благоприятный для этого у городских депутатов и представителей горадминистрации есть. 23 ноября в Сыктывкаре состоялось заседание президиума Государственного совета, посвященное развитию жилищно-коммунального хозяйства. Уже в первые минуты выступления Президент РФ Дмитрий Медеведев в категоричной форме заявил, что «... качество коммунальных услуг, обоснованность роста тарифов, всякие проблемы, которые возникают вокруг ЖКХ, волнуют практически всех граждан нашей страны». Мало того, по словам Медведева, ситуация в стране накалилась, в первую очередь из-за того, что реформированию системы управления жилищным фондом чинятся серьезные препоны. Становление института управляющих организаций искусственно тормозится. А граждане не понимают, почему они, исправно оплачивая содержание УК, не получают от них взамен таких же своевременных исправных и качественных услуг.
Президент напомнил членам президиума, что «... в соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса сами граждане определяются со способом управления многоквартирным домом. И у нас практически больше 80 процентов людей уже свой выбор сделали. При этом часть людей выбрала непосредственное управление — это приблизительно треть собственников, а часть людей выбрала управляющую организацию — это около 40 процентов». Но преимущества и недостатки таких схем, по словам президента, нужно пристально оценить и сопоставить. Находясь в Сыктывкаре, Дмитрий Анатольевич посетил одно из жилищных товариществ. Удовлетворившись увиденным, он даже пригласил председателя жилищного товарищества на заседание президиума Госсовета. Пригласил не в качестве «свадебного генерала», а для того, чтобы в очередной раз сопоставить свое суждение с суждением практика о том, какие проблемы существуют в сфере взаимоотношений субъектов ЖКХ. Заостряю внимание на этот момент особо потому, что не помню, когда в последний раз наш градоначальник А. И. Чунаков и председатель городской думы В. М. Константинов сопоставляли свои суждения о проблемах ЖКХ с мнением, цитирую Медведева, «непосредственных тружеников этой сферы».
Напомню. В течение года на страницах Инфокама неоднократно поднималась тема ЖКХ. Наш Камышин даже стал мировой известностью, в связи с письмом камышанки С. Шульц Папе Римскому. Но, судя по всему, эта история мало кого из городского начальства чему-либо научила. В одном из откликов на выступление сайта даже прозвучало утверждение одного из городских столоначальников о том, что у нас ветхого жилья в городе нет. А вот у Д. А. Медведева прямо противоположное мнение по этому поводу. Цитирую. «Сегодня более четырёх с половиной миллиона граждан России проживает в ветхом или аварийном жилье, причём мы с вами понимаем — эта цифра занижена, и занижена по вполне практическим соображениям. Просто если мы реальную цифру назовём, то масштабы бедствия будут ещё больше».
Уверен, этому заявлению президента аплодировали тысячи наших земляков. Ведь это, в том числе и на основе их многочисленных обращений в различные инстанции, Дмитрий Анатольевич сделал вывод, что «... мы должны двигаться в сторону уменьшения объёма ветхого жилья и по мере возникновения экономических предпосылок переводить в этот фонд и другие жилые помещения, которые де-юре рассматриваются как нормальные, а де-факто зачастую на них страшно смотреть». Очень верное утверждение! В Камышине домов, на которые страшно смотреть, не один десяток. На вопрос к чему это приводит, Д. А. Медведев ответил так: «Износ жилья... влияет на рост эксплуатационных расходов и перерасход коммунальных ресурсов, не говоря уже о низком благоустройстве такого жилья, особенно, конечно, это касается малых городов, сёл. По тем данным, которыми мы располагаем, в капитальном ремонте нуждаются до 40 процентов жилых домов, но, опять же, эта цифра требует ещё окончательной оценки!».
Отмечая шероховатости с выработкой долгосрочного решения по механизмам финансирования капитального ремонта, наш президент счел нужным признать, что «принятый в 2004 году Жилищный кодекс возложил эту ответственность на собственника, ... не уточнив при этом, откуда брать средства». И это логичное утверждение. У нас в стране все собственники отличаются друг от друга. Одни (их меньшинство) способны платить. Но есть и такие, кто сам платить за капитальный ремонт не способен. В этой связи Дмитрий Анатольевич счел нужным отметить государственную корпорацию «Фонд реформирования ЖКХ», призванную решать эту задачу. По этой госкорпорации у президента уже были консультации с руководителями регионов, и, основываясь на них, Медведев оценил ее работу как вполне успешную. Ведь это одна «.... из немногих государственных корпораций, результаты деятельности которой обычные граждане могут потрогать руками».
Следующие пассажи выступления президента привожу дословно, потому что считаю их крайне важными и необходимыми для понимания как самими владельцами жилья, так, в первую очередь, и представителями ЖКХ. «Конечно, нужно формировать и у самих собственников чувство ответственности за общее имущество. Это тоже, к сожалению, подрастратили, особенно в многоквартирных домах, и понимание необходимости нести соответствующие расходы. Это действительно то, что должно объединять людей: желание жить в чистом подъезде, пользоваться исправным лифтом, получать нормальную воду. Здесь никаких сомнений быть не должно, это действительно предмет общей озабоченности. Но люди при этом должны быть уверены, что деньги, которые они собирают, пошли на ремонт и благоустройство именно их дома, а не были тонким слоем размазаны по беспредельного размера коммуналке в том или ином населённом пункте или просто потрачены не по назначению».
Следующий раздел выступления главы государства напомнил мне о событиях 20-летней давности. Еще в девяностые годы депутаты последнего созыва Камышинского городского Совета народных депутатов много говорили о состоянии коммунальной инфраструктуры. И больше всех говорил об этом наш Лев Александрович Алферов. А вслед за ним эта тема постоянно на устах и сегодняшнего градоначальника А. И. Чунакова. Но можно сто раз сказать «сахар», но от этого во рту слаще не станет. Вот и ныне «состояние коммунальной инфраструктуры, по словам Д. А. Медведева, у всех нас вызывает очень серьёзную озабоченность. По экспертным оценкам, свой нормативный срок отслужили более 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства».
Ответ Медведева на вопрос, что делать, чтобы ее предотвратить, на мой взгляд, довольно спорный: «... усилия, которые мы до сих пор предпринимали, нужно радикально интенсифицировать. Нужно искать деньги на это, самые разные — не только федеральные, не только региональные. Бизнес развивать, наших граждан стимулировать». Но ведь, как известно, за состояние коммунальной инфраструктуры по закону отвечают органы местного самоуправления. Вот и Д.А. Медведев далее счел нужным подчеркнуть, что «... в принципе, именно эти органы должны заниматься модернизацией коммунальной инфраструктуры, создавать условия для привлечения частных инвесторов. Это нужно делать, безусловно, активнее. А органы государственной власти и регионов, и Российской Федерации должны им в этом активно помогать». С этим посылом, думаю, согласятся все!
Горячий отклик у камышан, полагаю, найдут и следующие утверждения главы государства. «Рациональное использование коммунальных ресурсов возможно только на основе их правильного учёта. Однако ни муниципалитеты, ни коммунальные организации зачастую вообще не понимают, что происходит вокруг, то есть не располагают данными о реальных объёмах поставленных им ресурсов, соответственно, объёмах потреблённых ресурсов, о суммах начисленных платежей, размере задолженности. Как результат, наши граждане получают по несколько счетов. Это действует крайне раздражающе. Мало того, что тарифы растут, так ещё и приносят какие-то липовые или двойные счета. Я понимаю эмоции наших людей, а это уже наша с вами непосредственная ответственность. Думаю, что люди не должны оплачивать безалаберность коммунальщиков и расхлябанность в системе местного самоуправления».
По мнению Дмитрия Анатольевича, панацеей в этом случае могла бы стать реализация идеи создания единых муниципальных баз данных. «В таких базах, по мнению Медведева, могла бы храниться информация по всем направлениям: и об объёмах поставленных ресурсов, и об истории платежей. Это должно облегчить и контроль за обоснованностью начисленных сумм».
Вместе с тем, Дмитрий Анатольевич счел нужным подчеркнуть следующее обстоятельство. «Эти умные системы учёта должны внедряться повсеместно и в максимально короткие сроки, но в то же время эти системы учёта должны быть рациональными, они не должны быть оторваны от практики. Они не должны приводить к росту платежей со стороны граждан, потому что, к сожалению, можно уйти и в эту сторону. Системы будут созданы, но в результате граждане будут ещё большую нагрузку нести. Это неприемлемо». В этой связи наш президент заострил внимание на необходимости повышения компетентности специалистов ЖКХ. «Всё усложнилось, отметил Медведев, много документов, много новых видов техники, много новых программ, поэтому в ЖКХ должны работать, безусловно, компетентные люди. Здесь нужно подумать и о курсах повышения квалификации, об обучающих программах различного рода».
А мне кажется, что к этому перечню требований следует добавить, особенно в нашем городе, и проверку кандидатов на предмет родственных отношений, кумовства. Не секрет, в наших РЭПах и УК складывается клановая система управления отраслью. Что, как мне кажется, пагубно не только для ЖКХ, но и для управления всех составляющих городской инфраструктуры.
По итогам заседания президиума Госсовета у главы государства был выработан целый перечень поручений. В нем, как подчеркнул Медведев, «... речь идёт и о совершенствовании механизмов организации финансирования капремонта, и о гарантированном обеспечении предоставления жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам, имея в виду недопущение ограничений или подачи этих услуг в силу всяких обстоятельств, не связанных с их деятельностью. И о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона «О водоснабжении и водоотведении в Российской Федерации».
Примечательная деталь, уже в ходе последующего обсуждения выступления нашего президента члены президиума Госсовета постарались обогатить выступление Медведева своими предложениями. Исходили они при этом опять же из следующей установки Дмитрия Анатольевича: всем структурам — и федеральным, и региональным, и муниципальным — объяснять людям свою позицию, рассказывать, что предполагается делать. Крайне необходимо, подчеркнул глава государства: «Говорить и об изменениях в законодательстве, и о преимуществах современного учёта ресурсов, и о новых подходах к повышению энергоэффективности. Потому что без разъяснения этих вопросов мы будем топтаться на месте!». Вот потому-то я и начал свой материал о предполагаемом экстренном заседании городской думы, потому-то и упомянул о делах давно минувших дней.
В этой связи приведу и следующее воспоминание. Свой первый номер городской газеты я, в качестве редактора, подписал тридцать лет назад. В то время еженедельно в одном из номеров обязательно печатался материал под заголовком «В Политбюро ЦК КПСС». В нем излагались установки партии и правительства по решению насущных проблем страны. Эти установки в обязательном порядке становились предметом обсуждения в первичных парторганизациях, обсуждались на сессиях городских и районных Советов народных депутатов. Памятуя о том, как закончил свое существование наш незабвенный СССР, я не призываю восстановить эту практику. Хочу призвать городские организации парламентских партий к живому обсуждению итогов заседания президиума Госсовета. Ведь, судя по программным установкам этих партий, именно они являются радетелями народных интересов. Так кому же, как не вам, господа-товарищи сказать свое слово о проблемах ЖКХ? Ведь «...если ничего не делать, как заметил наш президент, то через 5–7 лет наступит катастрофа!». А оно нам надо, как говорят в Одессе?