Александр Стризое, заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук.
От выборов в Госдуму и назначения нового сити-менеджера Волгограда – к новым вызовам и проблемам
Среди событий 2016 года в российской и волгоградской региональной политике основными, по мнению многих, стали выборы в Государственную Думу РФ и смена сити-менеджера Волгограда. Ход и результаты избирательной кампании, равно как и кадровые перестановки в областном центре были уже не раз разобраны политологами и журналистами. Подводя итоги 2016 года и задумываясь над перспективами 2017-го, мы остановимся на нескольких тех сторонах отмеченных нами событий, которые не привлекли к себе внимания, но могут стать значимыми в новом году.
Говоря об итогах выборов в Госдуму, эксперты и журналисты отмечали укрепление позиций региональной организации «Единой России», указывая на непосредственную связь с регионом избранных депутатов. Тем не менее, месяцы, прошедшие с момента начала работы Думы нового созыва, пока не дали нам подтверждения возникновения новых отношений между депутатами-единороссами и волгоградскими избирателями.
Если такие отношения сложатся, то импульсом им могут послужить, во-первых, стихийно сложившаяся повестка дня, отражающая новые запросы и заботы населения региона, изменившуюся социально-экономическую ситуацию в регионе. Во-вторых, что было бы более позитивным, если бы повестка дня, список проблем, решение которых требует депутатского лоббирования, были бы сформированы депутатами, самими гражданами и общественными организациями, например, Общественной палатой области. Наконец, в-третьих, если у единороссов появится политический «конкурент», претендующий, если не на решение возникших проблем, то на их масштабное озвучивание, мобилизацию общественного внимания. Вряд ли такими конкурентами способны стать волгоградские отделения оппозиционных партий: их кадровая и организационная слабость, а главное, отсутствие доступа к центрам принятия решений, делают это невозможным.
Единственной политической структурой, которая, формально заявив о себе, пока не вышла из летаргического сна, является региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сходная ситуация наблюдается и в других регионах России.
Тем более интересным будет обращение к опросу ВЦИОМ, проведенному в конце 2016 года и посвященному задачам ОНФ, которые население считает главными.
Первую группу приоритетных задач (от 40% до 46% ответов) со ставляют проблемы здравоохранения, медицины; безработицы; качества и стоимости услуг ЖКХ; экология, очистка поселений от мусора. Вторую группу (30%-35% ответов) составили – рост цен; коррупция во власти; поддержка малоимущего населения.
Список это не является откровением, но что мешало гражданам связать решение этих проблем с деятельностью «Единой России»? Или ее образ уже связывается в сознании граждан с другими реалиями? Любопытно, что кризис в экономике страны, региона, города, проблемы миграции, общественной безопасности и защиты предпринимательства (от 6% до10% ответов) практически не относятся к задачам ОНФ, как и благоустройство придомовых территорий (11%).
Анализ социологических данных позволяет предположить, что проблемы экономики, миграции и безопасности, по мнению граждан, должна решать федеральная государственная власть, а благоустройством дворов и поселений должно заниматься территориальное общественное самоуправление. Таким образом, в центре внимания ОНФ оказываются проблемы, связанные с повседневными социальными запросами населения, которые удовлетворяет региональная и муниципальная власть.
Если перенести эти оценки на Волгоградскую область, то получается, что ОНФ получает возможность оппонировать как социальному блоку областной и волгоградской городской власти, так и областным и городским депутатам, традиционно изображающим себя представителями и защитниками рядовых граждан. Здесь волгоградским чиновникам нечем особо похвастаться: произвол управляющих кампаний так и не обуздан, смена главврачей так и не привела в кардинальным изменениям в здравоохранении, а ремонт внутриквартальных дорог, которым так гордились представители мэрии, меркнет по сравнению с объемом нерешенных проблем в отдельных районах и городе в целом.
Есть все основания предполагать, что новый 2017 год не принесет радикальных улучшений в работе ЖКХ. Волгоградцы, счастливо избегающие пока сильных зимних холодов, могут наблюдать в каком катастрофическом положении оказались жители не только Якутии или Урала, но и подмосковного Красногорска, десятки тысяч которых остались без тепла и света в связи с масштабными авариями коммунальных сетей. Не помог здесь и далеко не бедный бюджет Московской области.
Всем известно, как раздута, громоздка и неповоротлива система управления муниципальной медициной и образованием, способная делать невыносимой жизнь настоящих профессионалов и виртуозно имитировать обновление. История с введением электронных средств оплаты в муниципальном транспорте показывает, что проезд не становится от этого более простым и удобным и заставляет предположить, что эта затея лишь имитирует перемены и позволяет чиновникам достойно отчитаться.
Новый год вряд ли порадует нас бурным ростом муниципальных бюджетов, но наверняка подарит нам проблемы, связанные с социальной сферой и коммунальным хозяйством. Сможет ли руководство города Волгограда решить их при помощи нынешних кадров управления, сможет ли найти новых?
Наши соседи в Астраханской области недавно выдвинули идею провести референдум о возвращении прямых выборов мэра областного центра. Независимо от судьбы этой идеи, она является важным сигналом того, что перемены в российской региональной и муниципальной власти давно назрели. Новый, 2017 год покажет, кто, как и в какой мере способен на их осуществление.
Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области.
Волгоградская область в 2016 году: уверенный взгляд в будущее
Одним из главных политических событий минувшего 2016 года стали парламентские выборы. Убедительная победа в регионе партии «Единая Россия» и выдвинутых ею кандидатов во многом стала возможна благодаря фактору губернатора Андрея Бочарова. Рейтинг доверия ему со стороны жителей Волгоградской области в настоящее время превышает 60%. Это очень и очень неплохо, поскольку де-факто губернатором он уже почти три года, а регион - один из самых непростых в России.
Андрей Бочаров не раз отмечал: в Волгоградской области есть все составляющие для успешного социально-экономического развития. Это как подаренные природой благоприятный для земледелия климат и плодородные земли, залежи полезных ископаемых и полноводные реки, имеющие выход в мировой океан, так и оставленный нам в наследство предыдущими поколениями серьезный рукотворный инфраструктурный базис. Но, главное - человеческий потенциал. Знаменитые сталинградские стойкость в самых сложных жизненных ситуациях, твердость характера, трудолюбие и стремление к победе очень скоро становятся присущи даже переехавшим сюда из других уголков России и республик бывшего СССР. Словно этим пропитан воздух Волгоградского края.
Героическое прошлое Сталинграда легло в основу формирования в городе на Волге патриотического центра без преувеличения мирового значения, грамотное использование упомянутых выше составляющих сделали связку Волгоград-Волжский-Камышин одним из мощнейших индустриальных центров страны, а сельские районы - соперничающим с Кубанью «всесоюзным огородом» и житницей.
И это не пропаганда с передовиц ведущих областных газет советского периода, а объективная реальность. Даже люди моего поколения, будучи в уже достаточно сознательном возрасте, успели застать те времена, когда сограждане ощущали стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Для меня лично, моих родных и подавляющего большинства знакомых - это ключевые факторы в оценке качества жизни.
Однако в последнюю четверть ХХ века, весь постсоветский период, Волгоградская область постепенно утрачивала былые мощь и величие. А волгоградцы - ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
Те, кто помоложе - стали искать лучшей доли в более, по их мнению, развивающихся краях и областях России, не только в Москве. Регион ощутил серьезный отток высокообразованных и высококлассных специалистов во многих отраслях. Почти на нет сошел и приток в регион новых жителей, как из России, так и с сопредельных территорий, хотя в советское время Волгоград, пусть и не был «Меккой» для внутренней миграции, как, скажем, Москва, Ленинград или Сочи, но оставался в достаточной мере привлекателен для многих желающих улучшить качество жизни и дать хороший старт в жизни своим детям.
Да, сюда не ехали как на БАМ за пресловутым «длинным рублем», но Волгоградская область в РСФСР являлась одной из наиболее комфортных для благополучного проживания. Немало отработавших на Крайнем Севере или всесоюзных стройках затем переезжали в Волгоградскую область - как в сам город-герой, так и в расположенные на живописных речных берегах Камышин, Дубовку, Михайловку, Урюпинск. Об этом вспоминают с ностальгией, именно это хотелось бы вновь обрести волгоградцам.
Можно, конечно, до хрипоты спорить, при ком из постсоветских глав Волгоградской области ошибки власти достигли критической массы, в результате чего регион пошел под откос. А можно и нужно отказаться от кивания на предшественников, обращаясь к прошлому лишь с целью избежать повторения ошибок и перенимания положительного опыта, который, несомненно, тоже был. Важно остановить движение назад, взяв четкий курс движения вперед.
Что, собственно, и сделал нынешний волгоградский губернатор Андрей Бочаров... К моменту его прихода на пост главы региона в апреле 2014 года, несмотря на определенные попытки предшественников изменить ситуацию, по уровню развития элит Волгоградская область оставалась в тех самых «лихих» 90-х, с криминально-олигархическими методами управления, как в отдельных сферах местного бизнеса, так и целыми муниципалитетами. Родина многих скандальных финансовых «пирамид» продолжала жить по принципам «дикого» российского капитализма, где ключевым навыком идущих во власть был «хватательный рефлекс», каждому мало-мальски значимому начальнику положен «свой кусок», а группы влияния больше похожи на ОПГ. Положительным моментом было то, что к весне 2014-го все больше людей в регионе, в т.ч. представителей истеблишмента, осознавало необходимость наведения порядка и перехода к цивилизованным, современным правилам и нормам.
Шагающей в ногу с федеральным центром хотели видеть Волгоградскую область инвесторы, уставшие от чехарды губернаторов региона и мэров его столицы - с каждым новым приходилось выстраивать отношения буквально с «чистого листа», тратя драгоценное время, а нередко и уже вложенные в проекты финансы.
Эти люди - и жаждущие перемен к лучшему представители истеблишмента, и видящие в регионе большой потенциал инвесторы консолидировались вокруг нового губернатора Андрея Бочарова.
При поддержке жителей и федерального центра в Волгоградской области была наконец-то сформирована сильная управленческая команда. Причем ставка делалась на местные кадры, хорошо знающие волгоградскую специфику, которым, в отличие от экспатов, не требуется значительного времени для ориентировки на новой местности и адаптация своего опыта и знаний. Специалисты буквально с первого дня полноценно включаются в решение поставленных задач.
«Новая метла» не стала сразу «мести по-новому» - со своими креслами поначалу расстались только откровенно не соответствовавшие занимаемой должности и дискредитирующие власть персоны. Всем другим был дан шанс. При этом Бочаров сразу обозначил: единственным критерием оценки ценности того или иного чиновника является эффективность его работы на благо региона и его жителей.
С изображающими верноподданство лодырями в администрации Волгоградской области и муниципальных районах расстаются без сожаления. И, напротив, находят общий язык с теми, чья позиция хотя и несколько отличается от официальной, но человек является профессионалом своего дела и ощутим его вклад в то, что сейчас принято называть «движение только вперед».
Одним из ключевых элементов в работе команды Бочарова, а это не только сотрудники исполнительной власти, но также депутаты всех уровней и сенаторы, в настоящее время является участие в разработке и реализации охватывающих основные сферы жизни населения приоритетных проектов, запущенных на федеральном уровне по предложению президента России Владимира Путина. В первую очередь это: здравоохранение, образование, доступность жилья и модернизация жилищно-коммунального хозяйства.
Напомним, Путин поручил формулировать задачи максимально четко, чтобы население чувствовало реальные улучшения в жизни, а не довольствовалось отчетами с цифрами. Также глава Российского государства настаивает на персональной ответственности за реализацию проектов и концентрации ресурсов на решении самых важных задач. По словам Путина, нельзя рассматривать проекты как заявку лишь на освоение бюджетных средств - важно достигать практических результатов, кардинально повышать эффективность расходов.
Путин четко поставил задачу: каждый проект должен быть нацелен на ограниченный круг наиболее острых, актуальных, пусть и сложных, задач, решение которых может дать системный позитивный эффект для движения вперед, повысить качество жизни граждан.
И очень важно, чтобы цели проектов соответствовали чаяниям, запросам и ожиданиям людей. Важно отметить факт того, что с наведения порядка во всех сферах, с борьбы с коррупцией и декриминализацией бюджетной сферы начал свою работу на посту губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров - это является приоритетным направлением долгосрочной стратегии главы региона.
В частности, было остановлено финансирование программ, которые, как выяснилось в процессе тщательного анализа, являлись коррупционными схемами по освоению и выводу денег из бюджета. Предпринятые меры дали увеличение доходов и сокращение расходов бюджета 2016 года в сумме более 27 млрд рублей. Это дало возможность выполнить все социальные обязательства, не погружаясь и дальше в долговую яму.
Наведение губернатором Бочаровым порядка позволило вернуть доверие к власти со стороны населения и к региону - со стороны федерального центра и крупных инвесторов, которые обрели уверенность, что вложенные средства будут использованы грамотно и эффективно.
Подкрепляется это максимальным обеспечением господдержки и инвестиций - вторым приоритетным направлением долгосрочной стратегии главы региона. В самом начале было сказано о том, что в Волгоградской области есть все составляющие для успешного социально-экономического развития. Команда Бочарова поэтапно наращивает их использование. Так, в аграрном секторе сегодня реализуется свыше 300 инвестпроектов, в промышленности - без малого пять десятков. Вселяет оптимизм динамика в ЖКХ - волгоградский Водоканал получил самый высокий уровень вложений в Европе на модернизацию - 58 млрд рублей. Позабытыми с советских времен темпами и объемами ведется строительство новых и ремонт существующих автомобильных дорог, что наряду с благоустройством и комплексным развитием территорий отмечается многочисленными положительными оценками со стороны волгоградцев во время встреч с главой региона, представителями депутатского корпуса, в ходе соцопросов и отзывов в популярных социальных сетях.
«Сегодня мы, Волгоградская область, лишь в самом начале большого пути. Долгосрочная стратегия станет успешно реализованной только тогда, когда жители области сами увидят реальные улучшения в том, что в первую очередь важно для каждого: работа, заплата, жилье, благоустройство городов и поселений, медицина, доступное и качественное образование для детей и молодежи», - отмечает сам волгоградский губернатор Андрей Бочаров.
Трудно сказать, как сложится ситуация в мире и в стране в 2017 году, как она может отразиться на Волгоградской области и реализации обозначенной губернатором Бочаровымстратегии ее развития. Но предпринимаемые сегодня шаги по наведению порядка и концентрации общих усилий на приоритетных проектах, имеющих все шансы стать прорывными, убежден, абсолютно правильное решение.
Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде».
Волгоградцы ждут от депутатов-единороссов успешного лоббизма интересов региона
На очередной съезд партии «Единая Россия», который пройдет 21-22 января, волгоградские единороссы отправляются с чувством выполненного долга. Минувший политический год оказался для регионального отделения партии власти самым успешным за всю 15-летнюю историю. Двухлетний цикл масштабной перезагрузки регионального отделения завершился уверенной победой в главной электоральной кампании страны – выборах в Государственную Думу. Успех значим еще и тем, что стал парадом позабытого волгоградского суверенитета.
Волгоградские «медведи» вышли из сентябрьских выборов хорошо отмобилизованными и сплоченными. Все поставленные цели были достигнуты, и новое политическое руководство реготделения подтвердило свою состоятельность, продлив кредит доверия, еще, как минимум, на один электоральный цикл. Недавняя ротация регионального политсовета «ЕР» продемонстрировала приверженность выбранному три года назад курсу – деэлитизации и укрепления первичных ячеек.
Впрочем, радужным минувший политический сезон назвать сложно. Уже в начале 2016 года реготделение «ЕР» столкнулось с серьезными вызовами, которые при негативном сценарии вполне могли изменить ход выборной капании. Коллега Олег Савченко без согласования с политсоветом реготделения начал автономную компанию в Красноармейском округе. Экс-мэр Волгограда Роман Гребенников отметился на съезде «Родины» и развернул агитацию в областном центре. Позже в борьбу за голоса избирателей на этом же Волгоградском избирательном округе включился еще один бывший градоначальник - Евгений Ищенко, который изначально позиционировал себя выдвиженцем «Партии роста».
Сложилась уникальная ситуация, когда записные конкуренты из парламентского трио (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия») не представляли серьезной опасности. А амбициозные фрондирующие однопартийцы (бывшие и действующие), вооружившись протестной повесткой, готовы были жестко оппонировать кандидатам-единороссам в одномандатных округах. Все трое – Савченко, Ищенко, Гребенников - обладали хорошим ресурсным потенциалом и успешным опытом ведения электоральных кампаний. К тому же реготделение «ЕР» оказалось в жестких технологических рамках: нельзя было отвечать ударом на удар. Противодействовать зачастую провокативным действиям конкурентов нужно было максимально аккуратно, дабы не быть обвиненными в нарушении актуального партийного курса «КОЛ» (конкурентность, открытость, легитимность).
Сложный стресс-тест на зрелость партактив волгоградских единороссов выдержал довольно уверенно. Своих кандидатов они провели по кампании чисто, а их неофициальная коллаборация с политическими сателлитами оказалась успешной: самые опасные конкуренты даже не дошли до старта выборной кампании.
Гребенников отказался от участия на стадии принятия решения, Ищенко не получил поддержку «Партии роста» и не смог обезопаситься от «токсичных» подписей в свою поддержку. Савченко в ходе кампании вынужден был добровольно покинуть ряды «Единой России» и завершить свою политическую карьеру в нелегитимном списке «Партии пенсионеров за справедливость», который не прошел регистрацию в ЦИК.
Успех «Единой России» на выборах в Волгограде во многом предо пределили два ключевых фактора.
Во-первых, открытая поддержка губернатора области Андрея Бочарова, который шел с партийцами в едином строю и выступил гарантом всех решений политсовета. Во-вторых, участие в праймериз влиятельного партийца Евгения Москвичева. Своим участием он легитимизовал итоги предварительного голосования, и выборный список волгоградских кандидатов в депутаты впервые совпал с итоговыми результатами предварительного партийного голосования. Суверенность представительства волгоградских депутатов - это еще одна новая реальность для регионального отделения. Впервые в Госдуму делегированы семь волгоградских единороссов, за которыми стоят избиратели в муниципалитетах, а не в кабинетах Генсовета партии. Все новоизбранные называют себя «командой Бочарова» и говорят, что готовы работать «на регион».
Работать на регион можно по-разному. Ранее, к примеру, депутаты предпочитали имиджевые промоакции – участие в телепроектах или водружение флага региона на горных вершинах. Медийная капитализация, хорошая узнаваемость для парламентариев – часть работы, но сегодня важнее, чтобы волгоградские «флаги» развевались на другой вершине - регионального лоббизма. Оценка эффективности работы депутата должна измениться и измеряться конкретными суммами привлеченной финансовой поддержки для региона. Причем «медальный зачет» должен быть личным, а не командным. И это хороший повод собраться и обсудить все на съезде «Единой России».
Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья.
Приоритеты регионов Нижнего Поволжья в 2017 году
Главы трех регионов Нижнего Поволжья обнародовали свои приоритеты в работе в 2017 году. Несмотря на общие проблемы, связанные с нехваткой бюджетных средств и социально-экономическим кризисом, волгоградцы, астраханцы и калмыки реагируют на них различными стратегиями.
Волгоградский губернатор Андрей Бочаров приоритетом для своей администрации в новом году назвал продолжение инфраструктурных проектов, прежде всего в дорожно-транспортной сфере. Сюда относятся строительство и ремонт дорог и искусственных сооружений (мостов, виадуков), а также подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. По словам Бочарова, региональные власти уже разработали отдельные планы дорожного строительства и ремонта для города Волгограда и остальной территории области.
В частности, губернатор поручил сосредоточить усилия на ремонте и достраивании южной части 3-й Продольной магистрали областного центра, которая позволит постепенно вывести весь транзитный транспорт за пределы городской черты. Второй задачей для области в 2017 году Бочаров назвал продолжение работ по благоустройству муниципалитетов. В новом году, пообещал губернатор, будет выделено 1,5 млрд руб. на реконструкцию парков, центральных мест отдыха, детские площадки и т.д. Третьим волгоградским приоритетом объявлена экология. Провозглашенный Владимиром Путиным Год экологии в России, по словам Бочарова, «должен стать для региона фундаментом, стартом долгосрочных программ в этой сфере». «Питьевая вода, стоки, качество атмосферного воздуха и мусор – вот предмет внимания волгоградских властей в 2017 году», - считает политический эксперт Екатерина Голод.
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин намерен в 2017 году сосредоточиться на борьбе за бюджетную справедливость. В 2016 году регион недополучил из федерального бюджета 8 млрд руб. Теперь астраханские власти рассчитывают добиться от Москвы компенсации или изменения федерального законодательства, чтобы более справедливо распределить формируемую налоговую базу по принципу «50 на 50». Пока же из 77 млрд руб. налогов, собираемых в области, 50 млрд руб. уходит в федеральный бюджет. «Такая бюджетная политика Кремля уже довела регион в минувшем году до грани банкротства. Если Москва не пойдет астраханцам навстречу, то катастрофы областного бюджета не избежать», - считает политический эксперт Евгений Калинин.
Другим приоритетом для областного руководства в 2017 году станет празднование 300-летия образования Астраханской губернии. Под это местные власти рассчитывают получить соответствующую финансовую поддержку из Москвы, а также закрепить за Астраханью статус столицы Каспия. В рамках предстоящих торжеств в Астрахани откроются торгово-экономические представительства Ирана, Азербайджана, Туркменистана. Не исключено участие в астраханском юбилее Владимира Путина.
Глава Калмыкии Алексей Орлов назвал одним из приоритетов 2017 года развитие перерабатывающей промышленности и увеличение инвестиций в выращивание специализированного мясного скота. Для этого в каждом районе Калмыкии планируется создать откормочные площадки по 100-500 голов, куда будет поставляться молодняк крупного рогатого скота. В рамках реализации проектов в аграрной сфере запланировано строительство мини-боен и увеличение бюджетной компенсации на приобретение новых оросительных установок при реализации инвестпроектов в районах республики.
Вторым приоритетом калмыцких властей станет реализация новой стратегии водоснабжения. В ее рамках запланировано строительство подводящих водоводов от Икиурульского группового водопровода, что позволит обеспечить водой около десяти муниципальных поселений.
Третьим приоритетом в политике республиканских властей Алексей Орлов назвал обновление административных кадров. В первом квартале 2017 года в Калмыкии должна быть разработана программа по подготовке и переподготовке чиновников. Руководителям министерств, ведомств и муниципалитетов Орлов поручил обратить особое внимание на уровень квалификации своих сотрудников, заявив, что «нужно избавляться от горе-специалистов и менять их на более профессиональных».