Сразу же поясним, речь идет, скорее, о концепции так называемой «второй очереди» строительства камышинской набережной.
Дело в том, что авторский коллектив под руководством Александра Бурова («Архитектурное бюро Александра Бурова», Волгоград), выступивший разработчиком предложенной концепции, оттолкнулся от ныне построенной части (в пределах участка Камышинский историко-краеведческий музей — улица Октябрьская) и концептуально обозначил план строительства оставшейся части, с учетом, однако же, всей планировочной зоны набережной. Речь идет о строительстве набережной (как верхней террасы, так и нижней — у воды) — в промежутке от улицы Октябрьской — до пляжа в районе городской администрации.
Докладчиком выступил руководитель бюро А.Э. Буров — к слову, уроженец села Антиповка Камышинского района, который знает Камышин с детских лет. В Волгограде «Проектной бюро Александра Бурова» выполнило проекты таких комплексов, как «Родниковая долина», «Кокос» и многих других. В настоящее время в городе-герое на Волге бюро занимается проектированием объектом к ЧМ-2018 по футболу. Сам Буров несколько лет занимался как практической, так и преподавательской деятельностью (он имеет научное звание «доцент»), и только в 2003 году открыл частное бюро.
Добавлю, что градостроительный совет города Камышина в нынешнем виде представляют 11 человек, среди которых депутаты областной и городской думы, представители организаций-застройщиков, общественные деятели и ветераны строительной отрасли. Председательствовал на совете глава администрации Станислав Зинченко, присутствовали глава города Владимир Пономарев, главный архитектор Дмитрий Вайрих, депутат Облдумы Юрий Корбаков и другие приглашенные гости.
Теперь о концепции... По словам докладчика, набережная Камышина, которая протянулась вдоль берега Волги и Камышинки на расстояние 2,4 километра, условно была разделена на три фрагмента: часть первая, ориентированная на Волгу; вторая — от устья Камышинки до Бородинского моста; и третья — от моста до здания администрации. Чтобы объединить все эти «фрагменты», которые занимают достаточно протяженный участок и зачастую разделены уже существующими элементами градостроительной застройки (как. например, здание канализационно насосной станции у «условного» островка), потребовалось попытаться «связать» всё единым стилем в виде прогулочной зоны с обустройством соответствующих функциональных зон более крупномасштабной застройки.
Приведя в пример набережные европейских городов, которые ориентированы в виде неких амфитеатров на водную гладь, докладчик предложил у самого популярного места возле музея (нижняя терраса у воды с самым крутым откосом) создать стационарное место отдыха с установкой на откосе мест для сидения. А внизу — с крышей в виде крыла чайки (набережная исполнена в едином стиле, в котором «обыгрываются» узнаваемые «приметы» города у реки) будет место для выступлений. Подчеркну, что речь не идет о типовых лавках и навесах — Александр Буров предлагает концептуальный проект применения современных архитектурных форм, в которых зачастую и место для сидения узнать достаточно сложно. На клумбе у музея предлагается разместить скульптуру — возможно, Петра Великого (вопрос обсуждаемый, впереди — публичные слушания).
В районе гостиницы «Опава», где верхняя и нижняя террасы «сходятся» на одном уровне, планируется создать эстакаду фонтанов: на самом верху — «сухой фонтан», далее (ближе к Волге) — обычный фонтан и, наконец, каскадный. (Опять же все нюансы обсуждаются — предлагалась лишь концептуальная разработка). На нынешнем пустыре за бывшей школой № 2 будет размещена скейт-площадка (здесь же — кафе, подсобные помещения проката скейтов, велосипедов и проч., а также, возможно, автостоянка). Упомянув прокат велосипедов, отметим, что на всей протяженности так называемой «прогулочной зоны» намечена велосипедная дорожка.
Далее — до условного островка расположится, по образному выражению Александра Бурова, «краеведческий музей» под открытым небом: здесь планируется разместить стенды с фотографиями старинных видов города и т. д. (по согласованию с общественностью). Цель: отделить жилую застройку от прогулочной зоны, создав место культурно-просветительской направленности.
На условном островке планируется построить кафе «Маяк» с обзорной площадкой по кругу и натуральный маяк (то бишь башню обозрения высотой около 13 метров). Кафе, как и дорога к нему, будут располагаться на сваях.
В районе между канализационно-насосной станцией и нынешним парком «Топольки» запланировано строительство яхт-клуба с причальной зоной, которая будут «выдвинута» в реку. Здесь же, при яхт-клубе — кафе оригинальной формы. Парк «Топольки» приобретет детско-юношескую направленность: здесь возникнет полноценная спортивная площадка. Плюс озеленение. Озеленить, к слову, предполагается, конечно же, всю территорию будущей набережной. Кстати, с моста в парк будет «сбегать» лестница — естественно, в современных формах (не сверху-вниз, а наискось по склону, чтоб человек, идущий по Бородинскому мосту, мог попасть на набережную, не доходя до улицы Гоголя.)
Наконец, в районе, где останавливаются цирки-шапито, предлагается создать некий «амфитеатр», как единую большую зону отдыха: с местами, где можно сидеть, и большим пространством, где можно проводить различные мероприятия (вплоть до концертов и флэш-мобов). Тут же смогут останавливаться и цирки-шапито.
Парк военной техники под открытым небом предлагается реконструировать, сдвинув военную технику «глубже» к зданию филиала ВГИИК и открыв пространственную «прямую линию», визуально продолжающую улицу Гоголя. С точки зрения архитектора, так было бы наиболее правильно. Здесь же откроется планетарий, который планируется создать на основе корпуса радиолокационной станции (РЛС размещена в районе так называемого «13-го километра»).
Парк Победы, как объект, построенный ранее в классическом стиле, сохранит свою структуру и расположение.
При обсуждении проекта концепции присутствующие сошлись во мнении, что с такой набережной Камышин, конечно же, преобразится, а стало быть, начинание следует только приветствовать. Возникли вопросы о необходимости некоторых архитектурных объектов, важности создания капитальных сооружения для функционирования в холодный период времени и другие. Но это уже предмет рассмотрения будущих проектов. Как пояснил автор, концепция предполагает лишь некую общую «заданность» того, как будет пространственно и архитектурно решена сама глобальная задача, а уж какой именно объект, в конечном итоге, построят, решат сами жители и члены градостроительного совета.
Проект был принят единогласно. Его примерная стоимость (без учета капитальных строений) — 550 млн рублей. Работой будут охвачены 18,5 гектаров площади. Перед продолжением работы проект будет вынесен на общественное обсуждение.
Следует уточнить, что строительство новой набережной — дело далекой перспективы. Камышин, как и Волгоград с Волжским, вошли в туристический кластер «Территория побед», но воплощения в денежном варианте этой идеи (предусматривалось федеральное финансирований) пока не видно. Впрочем, чтобы что-то просить у федеральных властей, надо демонстрировать проекты. Проект новой набережной у города теперь есть.