На минувшей неделе с одним из номеров «Комсомольской правды» (волгоградский выпуск) подписчики и купившие газету получили в качестве специального (и бесплатного) приложения 16-ти страничный красочный буклет с названием «Волгоградская область-2010. Итоги года».
Итогов года (первого в губернаторской карьере Анатолия Бровко, он, собственно, и есть главная персона буклета) в брошюре собралось считанное количество. Общий же тон приложения передает, например, такая цитата почти в начале статьи «Год преодолений и побед»: «Сразу после назначения Анатолия Бровко на пост губернатора в конце 2009 года началась работа по формированию команды единомышленников. Некоторое время спустя стало очевидным, что новый глава региона при отборе кандидатов на руководящие должности считает приоритетным сугубо деловые качества каждого конкретного человека. Впоследствии, оценивая масштабы разрушений, нанесенных природной и огненной стихией, принимая решения, от которых во многом зависела судьба жителей региона, стало понятно, что новой команде оказалось под силу преодолеть все трудности первого года работы».
Сколько ни перечитывай последнее предложение из этой цитаты, так и не поймешь — кто оценивал «масштабы разрушений», кто принимал решения, а главное — кому «стало понятно», что новой команде «оказалось под силу». Если же не вдаваться в эти выверты словесных оборотов, можно вспомнить: как раз из-за случившихся разрушений, нанесенных огненной стихией, тогдашнему вице-губернатору Игорю Пикалову «оказалось под силу» добровольно уйти в отставку, тем самым, по мнению экспертов, прикрыв собой губернатора…
Одним из главных достижений администрации области в уходящем году в буклете названа презентация на международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» проекта создания национального центра «Победа». К статье «Национальный центр «Победа»: реализация задуманного» даже рубрика дана соответствующая — «Инвестпроект года».
Презентация волгоградской экспозиции на форуме «Сочи-2010», если вспомнить, оказалась громкой. Но отнюдь не заключенными инвестиционными договорами или контрактами. Больше это походило на скандал (вспомним копию скульптуры «Родина-мать», которую нарядили в цветочный сарафан). Свою ложку дегтя внесли и публикации (в частности, в местной вкладке в газете «Известия»), которые приоткрыли удивительные схемы подготовки к участию Волгоградской области в форуме «Сочи-2010».
Но это так, к слову. Вернемся к тексту буклета. Из обширной цитаты, которую приведем чуть ниже, станет понятно, каким видят центр авторы проекта. Итак, читаем:
«По замыслу создателей и разработчиков проекта, ядром национального центра «Победа» должен стать современный многофункциональный образовательный, культурный и музейный центр. Его «сердцем» станет тематический парк «Россия» — первый в государстве тематический парк для семейного отдыха, рассчитанный на посещение не менее 1 миллиона человек в год. Территория парка должна быть стилизована в тематике, демонстрирующей многообразие современных достижений и достопримечательностей России. В рамках развития туристического потенциала предполагается также создание на территории Волго-Ахтубинской поймы увлекательного историко-этнографического маршрута «Культура и быт наших предков», круглогодичного туристического комплекса и музея под открытым небом «Наследие Золотой Орды», живого музея «История Волжского казачества».
Все эти шаги, направленные на продвижение культурно-исторического потенциала нашего региона, потребуют развития всей инфраструктуры, включая качественные дороги и транспорт, современные гостиницы, хорошую связь.
Только по предварительным расчетам, реализация проекта позволит добиться к 2010 году четырехкратного увеличения организованного потока туристов. А благодаря реализации программ патриотического воспитания удастся привлечь более 500 тысяч школьников и студентов со всей страны. Волгоград может получить также сотни тысяч частных туристов из числа тех, кто приезжает в область с деловой целью».
Размах проекта, конечно, захватывает дух. На самом деле все это больше похоже на мечты помещика Манилова. Никакой серьезной проработки за идеями «создателей и разработчиков» не наблюдается. Это, скорее, — на скорую руку набросанный эскиз, нежели реальный проект.
Называть все это действо «инвестпроектом года» — по меньшей мере, означает выдавать желаемое за действительное. Инвестиционный проект как минимум подразумевает под собой конкретику — место будущего строительства, его объемы, стоимость и т. д., и т. п.
Ничего этого здесь нет. Более того, сама идея создания наццентра «Победа» явно зависла в воздухе. Губернатор Анатолий Бровко утверждал, что осенью этого года президент РФ Дмитрий Медведев издаст указ о создании центра (а это, естественно, предполагает государственное финансирование). Но год подходит к концу, никакого указа нет и уже, понятно, до 31 декабря не последует. Такие же масштабные проекты без участия государства для частных инвесторов просто не интересны. Причем даже не столько потому, что «денег жалко» — кто же станет участвовать в деле, перспективы которого просто теряются в тумане неких идей. Так что авторам буклета было бы честнее назвать задумку о национальном центре «Победа» не «инвестпроектом года», а «мечтой года».
Выскажем и еще одно соображение. Никто не спорит — для воплощения идеи создания национального патриотического центра нужны и гостиницы, и тот же тематический парк был бы уместен, необходимо развитие инфраструктуры и т. д. Но все же, полагаем, настоящим началом большой работы, какой требует национальный патриотический центр, должно быть не это.
Почему бы Волгограду не стать застрельщиком проекта, действительно отвечающего всем содержательным смыслам наццентра, — развернуть масштабную работу по поиску захоронений павших воинов Великой Отечественной войны (кстати, эту мысль можно найти и в недавнем Послании президента РФ Федеральному Собранию РФ). Это же настоящий позор для страны-победительницы, когда спустя 65 лет после Победы на местах сражений так и лежат миллионы (!) погибших защитников Отечества.
Сколько можно твердить — никто не забыт, ничто не забыто, или что война кончается тогда, когда похоронен ее последний павший солдат. Надо просто взяться за дело, поставив цель — к 70-летию Великой Победы провести самые масштабные поисковые работы. На это не жалко ни государственных денег, ни сил. Потому что это не только дань павшим, наш святой долг, но и настоящая школа патриотизма для подрастающего поколения. А только созданием очередного Диснейленда, пусть и с национальным колоритом, мы никаких патриотических целей не достигнем.