Но как сейчас помню оцепеневший зрительный зал. Героиня спектакля пошла проведать любимого в госпиталь. И вот вернулась, идёт по сцене. Сразу видим — он умер. Невидящими глазами она долго смотрит на нас, и мы до глубины души понимаем ужас её потери. До сих пор у меня сжимается сердце, когда вспоминаю.
А вот двадцать лет назад. «Поздняя любовь» А.Н. Островского. Модернистская постановка Владимира Коломака. Такое нагромождение горести, несправедливости, несбывшихся надежд. И заключительная фраза тогда ещё юного Александра Штендлера: «У нас всё честно и благородно». И долгий взгляд в зал, полный печали, сарказма, намёка на нынешнюю жизнь.
И девять лет назад «Блажь» — тоже Островского. В центре сцены безумно влюблённая, измученная, оболганная, заплаканная Серафима — Лилия Дайнега. Наедине со зрителями. А сверху прерывается небесный свет, под нежную мелодию медленно падают блёстки, словно золотой дождь. И мы уходим из театра в полной уверенности, что любовь — это не предмет насмешки, не прихоть, не блажь. Это глубокое потрясение души человеческой, достойное уважение и сочувствия.
Тогда Лилию Дайнега, приехавшую из Казахстана, начали узнавать на улице. Даже одна молодая чета при встрече воскликнула: «Всегда будем ходить в театр!». К сожалению, вершина актерской пирамиды в нашем театре три десятилетия была прочно занята, годы прошли, золотых мгновений для Лилии Ивановны было немного.
Всё это мне вспомнилось после третьей премьеры нашего театра «Городок провинциальный». Наконец-то я увидела Лилию Дайнега на высоте её творческих возможностей. Не первый раз она играет учительницу, много раз перевоплощалась в любящих матерей. И здесь она — скромная провинциальная учительница-пенсионерка, излучающая доброту, бескорыстие, душевность. И люди вокруг её любят и берегут. Восхищаются её дочерью, которую видят в сериалах. И сама она ею гордится, хотя и редко видит.
И вот каково ей убедиться, что из рождённого ею сокровища, воспитанного по всем правилам педагогического искусства, под влиянием времени и столичной богемы выросло чудовище, эгоистичное, подлое, циничное, похотливое и бесчувственное.
Выходит Лилия Ивановна к рампе и долго смотрит в зал взглядом, полным отчаяния, недоумения, ужаса и сочувствия ко всем матерям, дети которых спиваются, совершают преступления, попадают в тюрьмы, теряют человеческое достоинство. Ведь это горюшко, горе народное!
Только из-за этого мгновения опять пойду на спектакль. Честно говоря, пьеса несколько прямолинейна: ни языковых богатств, ни страстных монологов в ней нет. Не случайно в программке автора пьесы — Заслуженную артистку РФ Татьяну Уфимцеву не называют драматургом. Наверное, допекли её современные проблемы, вот и высказалась.
Огромных творческих усилий стоило режиссеру-постановщику Яне Арзамасцевой и всему коллективу сделать так, чтобы спектакль получился правдивым, жизненным, душевным. Радостно видеть на сцене современность.
Очень понравились особые музыкальные паузы в спектакле (Александр Ферхов). Зрители обалдеют от ситуации, а потом вспомнят, что это все-таки артисты, и аплодируют от всей души.
Таких моментов было много, музыка помогла. Радуюсь за молодежь — Марию Клыпину, Петра Суханова, впервые вижу и радуюсь Эдуарду Сажину. Официантка Анна Ломако – просто шедевр. Новых успехов!