Сегодня, 25 ноября, исполнилось 130 лет со дня рождения одного из самых известных ученых ХХ века – генетика, селекционера, ботаника, географа и путешественника Николая Ивановича Вавилова (1887-1943). Побывал этот великий ученый и в наших краях!

Когда пишут об истории арбуза на Нижней Волге, то вспоминают некие первые сорта, которые назывались «Растун» и «Трескун». Таково было их народное название. Это, наверное, конец XIX - начало XX века. Первый долго лежал на солнцепёке, пока не вырастал в огромный арбуз, а второй, когда созревал, трескался при малейшем нажатии.

Однако народная селекция не стоит на месте. В августе 1920 года в низовьях великой русской реки побывал Н. И. Вавилов, который включил в план своей экспедиции на Нижнюю Волгу и посещение Камышинского опытного поля. До сих пор в «Камышинском ОПХ» сохранился амбар, в котором якобы работал великий ученый. С ним были преподаватель плодоводства Левошин, научный сотрудник Карташева и другие.

В своих воспоминаниях «Экспедиция в Нижнее Поволжье» тогдашняя студентка-практикантка Г. М. Попова пишет: «В Астрахани... Николай Иванович прежде всего осмотрел огромные базары, где продавались виноград, яблоки, груши, арбузы, дыни и т. д. Он хотел узнать местный сортовой состав культурных растений, спрашивал названия сортов и интересовался их качествами». Из Астрахани на катере экспедиция отправилась вверх по Волге — Вавилов с коллегами побывали в Дубовке, Быково и Камышине.

В тех же воспоминаниях читаем: «Н. И. Вавилов уделил большое внимание работам Камышинского опытного поля, директором которого был в то время Константин Георгиевич Шульмейстер, где проводились исследования по пшенице, просу и другим культурам; ознакомился с технологией орошаемого земледелия». К слову сказать, ученый отличался беспримерной храбростью, потому что в этих местах еще орудовала банда Вакулина, которая годом ранее захватила Камышин.

Директор Камышинского опытного поля К.Г. Шульмейстер (1895-1996) — воспитанник Камышинского реального училища, человек, о котором можно написать отдельную статью! — вспоминал:

«В порядке обычного гостеприимства я предложил Вавилову поселиться в отдельной комнатке моей скромной квартиры, а его сотрудников (12 человек) разместить в комнатах бухгалтерии и химической лаборатории. Николай Иванович вежливо отказался от этого предложения, сказав, что не желает, и не может оставить своих товарищей и будет находиться с ними вместе и во время работы, и во время отдыха. Так как стояла теплая и сухая летняя погода, он попросил разместить их на сене в просторном молотильном сарае. В первый день пребывания на опытном поле Николай Иванович со своими сотрудниками интересовался изучением культуры бахчевых на крестьянских полях. Было собрано большое количество образцов. На второй день в посевах Опытного поля методом раскопок изучалось строение корневой системы. Он сам лопатой откапывал мощные корни арбузов, тыкв и зарисовывал их на планшете. Проводились также беседы с сотрудниками опытного поля по вопросам возделывания бахчевых и ряду других полевых культур».

По материалам экспедиции Н. И. Вавилов опубликовал в 1922 году книгу «Полевые культуры Юго-Востока». В ней ученый, помимо «Ростуна» и «Трескуна», скрупулезно перечислил сорта: «Черноусик», «Белосемячко», «Быковский», «Чуканский», «Скороспелка», «Мраморный» и «Духовницкий». А на стр.120 особо отмечает сорт «Мурашка», выведенный, как подчеркнул Вавилов, в Камышинском районе.

Ученый также подчеркнул, что «в Быковском, Царевском, Камышинском районах бахчеводство занимает в общем посеве до 30 % и даже 40 %», и особо заострил внимание на том, что «любительская селекция приобрела широкий размах и ввела в полевую культуру посевной материал высокого качества, который трудно превзойти даже путем методической селекции». Вот такие камышинские бахчеводы! В книге «Бахчеводство» приводятся данные: «Первым государственным опытным учреждением, начавшим работу по селекции арбузов после известных работ Д. С. Лесевицкого и И. И. Маклакова, была Камышинская опытная станция, отселектировавшая в 1926 г. местный сорт Мурашка».

К сожалению, со временем сорт «Мурашка» едва не канул в Лету. Бывает с сортами и такое... Восстановила этот сорт ученый-биолог из Камышина Т. И. Ляшенко (1904-1998). Арбузы различных сортов, выращенные ею, демонстрировались на первой выставке Камышинского района по бахчеводству. А в 1982 году Т. И. Ляшенко отправила семена арбузов различных сортов во Всесоюзный НИИИ растениеводства, где они были помещены на сохранение в коллекцию семян отдела бахчевых растений.

А сорт был великолепный! В книге «Кулинария» за 1955 год написано: «Мурашка» — сорт, отличающийся прекрасным вкусом. Форма арбуза шаровидная или слегка приплюснутая, цвет кожи светло-салатный, кора толстая, мякоть ярко-розовая или красная, средний вес от 4 до 7 кг.» И жива до сих пор ! Улучшали ее качества разные НИИ, но растят бахчеводы до сих пор.

Зато куда-то запропастился именной сорт района — «Камышинский». Подчеркнем, именно сорт! Арбузов, выращиваемых в Камышинском районе, которые называют «камышинскими», не уточняя «Кримсон» это или «Продюсер», — полно. А вот семян сорта «Камышинский» — не купить. И, соответственно, не вырастить и не отведать. В отличие, например, от семян сорта «Астраханский». Хотя во всех каталогах и справочниках сорт «Камышинский» упомянут, а еще десять лет назад этот «зело прекрасный плод» можно было попробовать повсеместно.

Остается надеется, что найдется энтузиаст, который восстановит славу сорта «Камышинский», ведь наверняка семена хранятся в отделе бахчевых культур в институте в Санкт-Петербурге. И мы вновь отведаем этот сорт, который, как пишут в описании, был «зеленый с белыми полосами и с красными или серыми семенами».