Инфокам

Счетная палата РФ разъяснила суть перехода от прожиточного минимума к минимальному потребительскому бюджету

На минувшей неделе infokam.su опубликовал материал «Татьяна Голикова предложила отменить прожиточный минимум». Он вызвал широкое обсуждение, и Счетная палата РФ, которую возглавляет Татьяна Голикова, сочла необходимым дать пояснения. Публикуем официальный пресс-релиз для читателей ИНФОКАМа...

Может ли переход от прожиточного минимума (ПМ) к минимальному потребительскому бюджету (МПБ) ухудшить положение людей? Нет, не может. Сейчас экспертами обсуждается идея о переходе от принципа всеобщего социального обеспечения к противоположному принципу – предоставлению мер социального обеспечения в адресном порядке, по принципу нуждаемости. То есть помощь государства будет оказываться не всем гражданам страны, а с учётом их материального положения, уровня нуждаемости в такой помощи.

Пока никакого решения по данной теме не принято, предстоит общественная дискуссия. Но пока очевидно, что показатель прожиточного минимума не подходит для оценки уровня бедности в стране. Если при переходе на социальное обеспечение по нуждаемости вместо прожиточного минимума применить показатель минимального потребительского бюджета, то гораздо большее число людей получат меры помощи со стороны государства.

Чем прожиточный минимум отличается от минимального потребительского бюджета? Прожиточный минимум учитывает только самые насущные, жизненно необходимые потребности человека.

Минимальный потребительский бюджет – это бюджет, пусть и минимальный, не рациональный, но всё же обеспечивающий нормальную жизнедеятельность человека. В отличие от ПМ, задача МПБ не просто дать выжить человеку, а создать необходимые условия для удовлетворения его основных материальных и духовных потребностей, для его нормальной жизни, обеспечивающей воспроизводство (восстановление) его рабочей силы, чтобы он мог полноценно трудиться, и исполнение семейных обязанностей.

Таким образом, величина МПБ в денежном выражении должна быть выше, чем размер ПМ.

В Указе 1992 г., где впервые законодательно закрепляется этот термин, показатель «бюджет прожиточного (физиологического) минимума» вводился временно, на период преодоления кризисного состояния экономики.

ПМ сохранился до настоящего времени, обрел законодательный статус и широко используется в качестве единственного нормативного показателя социальной политики (за неимением иных показателей). ПМ, как категория, в 2018 году решит одну из основных задач – доведение МРОТ до прожиточного минимума. Однако для решения поставленной Президентом Российской Федерации стратегической задачи по преодолению бедности в стране показатель прожиточного минимума требует трансформации.

Почему? Существует основополагающий международный документ о правах человека, на котором построена вся мировая правозащитная система. Называется этот документ – Международный пакт Организации Объединённых Наций от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах».

В статье 11 этого пакта закреплено право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни. При этом принципиально важно, что понятие «достаточного жизненного уровня» раскрыто в пакте через трехкомпонентный критерий, а именно «достаточным» можно считать такой жизненный уровень, при котором самому человеку и членам его семьи обеспечивается: 1) достаточное питание; 2) одежда; 3) жилище. Все эти три компонента должны присутствовать в совокупности.

ПМ эти компоненты не учитывает в полном объеме. В этой связи представляется очень важным изменение методологии расчета прожиточного минимума для целей оценки бедности.
 

Exit mobile version