Кто и как становился фотографом в царское время? Об этом интересно узнать на примере Максима Губина — человека, чью фамилию и чьи замечательные фотографические работы до сих пор помнит старшее поколение камышан. Максим был одним из тринадцати детей крепостного крестьянина С. Г. Губина и его жены Аксиньи, которые после отмены крепостного права приехали в Камышин из Пензенской губернии.
Как и многие сверстники, Максим окончил церковно-приходскую школу и был отдан в ученики к прославленному камышинскому фотографу Петухову. Однако учебой ему приходилось заниматься мало — больше по хозяйству. Водопровода в частные дома в то время не проводили, а фотоискусство требовало много воды: химикаты, реагенты... Вот и таскал Максим ведра с Волги, колол дрова, топил печи, помогал в студии. Но при всем при том проявлял живой интерес к фотографии, за что и был замечен хозяином. Постепенно Максим стал выполнять поручения «по мастерству», а позже и сам стал трудиться за фотоштативом, работая «под марку» хозяина.
После серьезной болезни Петухов вынужден был закрыть фотографию и переехать к сыну в Саратов. Максим начал организовывать свое дело. Для этого нужен был дом, оборудование, подсобный работник, а главное помощник-ретушер. Для тех, кто привык работать с современной цифровой техникой, скажем: ретушер работает с негативами, это «тонкий» специалист по подготовке фотографий к печати. Дом и оборудование нашлось без труда, а вот ретушеров в Камышине не было. Тогда по совету Петухова Максим отправился в слободу Рудня, где жила Анастасия — молоденькая ученица знаменитого фотографа-художника А. М. Щербакова. Встреча молодых людей стала судьбоносной — в 1916 году они поженились.
Приближался крах Российской империи — 1917 год, братоубийственная гражданская война, голод, разруха… Фотограф Губин работает: сначала он открывает фотографию на углу улиц Царицынской (ныне Советской) и Никольской (ныне Калинина), а затем — на улице Немецкой (ныне Спартаковской). Органы правопорядка привлекают его к документированию злодеяний в годы коллективизации, когда убивали семьями, не жалея ни стариков, ни детей. Жестокие годы…
В 1930 годы фотограф Губин проводит съемку Волги для организации «Нижневолжскпроект» по строительству плотины в Камышине. Этому замыслу советского правительства не суждено было воплотиться в жизнь — гораздо позже плотина будет воздвигнута в Сталинграде. В 1933 году частная фотография Губина становится государственной. В то же время он делает свой выбор: вместе с «Нижневолжскпроектом» переезжает в Волгоград. В Камышине его дело продолжает жена: она сама работает фотографом и ведет фотокружок.
Анастасию Губину также помнит старшее поколение камышан. Ее уважали за трудолюбие и высокий профессионализм, а ее прекрасные фотографии до сих пор хранятся в семейных архивах жителей нашего города. Такова история первых фотографов Камышина и история удивительного человеческого рода, в судьбу которого вплелась, революция и война.