Ну а как же Камышин? Так и жил-поживал в провинциальной дреме, не ведая, какой подарок получило человечество? Как выясняется, нет. И о том пойдет речь ниже…
Из Парижа — в Камышин!
В начале XX века истинными радетелями прогресса (не забывающим, к слову, о своем кошельке!) в Камышине были купцы. Среди них широкой известностью пользовался Г. И. Фадеев. Он славился своими лошадьми, имел двухэтажный особняк на центральной улице Саратовской (Октябрьской) и был гласным (депутатом) городской Думы.
В 1907 году именно купец Фадеев на улице Пушкинской (прямо за зданием современного Пенсионного фонда) открыл первый стационарный синематографический иллюзион. Он назвал его «Паттэ» (видимо купил проектор в Саратове, где был иллюзион с таким же названием!). Нетрудно представить себе, как была очарована камышинская публика. Одна вывеска-реклама уже приводила в трепет: близость Франции, аромат духов, бомонд, шансон — она вмещала в себя весь мир!
Но что же на самом деле таит в себе столь экзотическое для наших мест название?.. В 1890 году фирму основали два брата парижанина по фамилии Pathe. С 1902 году фирма перенесла свою деятельность в Великобританию, а в 1970 году прекратила свое существование. Осталось лишь знакомое нашим бабушкам и дедушкам слово «патэ-фон». К слову, первый в России кинорепортаж был снят на коронации Николая II операторами именно этой французской фирмы.
Вот так братья Патэ принесли на камышинскую землю удивительный мир братьев Люмьер. Не забудем, однако, и о купцах. Без их денежного участия ничего бы не произошло. Вспомним еще об одном камышинском купце А. Г. Докучаеве. Он был истинным радетелем дела прогресса: организовал и возглавил концессию по постройке первой камышинской электростанции. Благодаря ей, в городе впервые засветились первые лампочки Эдисона. В 1912 году Докучаев на подворье своего дома по улице Васильевской (Комсомольской) открыл синематограф «Аполло».
Прогуляйтесь по улице Октябрьской (бывшей Саратовской)! Вы увидите, что купеческие кинотеатры располагались на соседних улицах. Бывший «Аполло» сохранился до сих пор, а «Паттэ», больше известный старшему поколению камышан под названием «Молодой ленинец», к сожалению, давно уже снесен. Синематографы начала XX века размещались почти в двух шагах друг от друга, но какое это имело значение для истинных поклонников мира грез?! Правильно, никакого!
Стенька Разин: смутьян и кинозвезда
Русское кино ворвалось в историю мировой «фабрики грез» эпической десятиминутной мелодрамой «Понизовая вольница». Снятая в 1908 году, кинокартина (другие названия «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна») стала первым игровым, художественным, немым фильмом, ознаменовавший рождение отечественного кинопроизводства.
Провинциальный Камышин еще раз был удивлен кинематографом! Как известно из истории, город наш молодцы Стеньки спалили дотла да еще и, по преданию, отстегали кнутом землю, на которой он стоял, — прокляли по языческому обычаю. Мешал, видишь ли, бандитам с большой дороги творить беззакония наш охранный форпост между Волгой и Доном. И вдруг Стенька стал кинозвездой! Видимо, для России это был первая, непредсказуемая PR-акция: вся страна смотрела на безумство пьяного Разина и почему-то возвела его в ранг первой кинозвезды. Вот уж воистину: кинематограф — странная и великая штука, владеющая сознанием миллионов… Вскоре наступит эпоха, которая объявит Разина героем, а фильм «Понизовая вольница» станет культовым народным произведением.
Нам же интересен еще один факт… Задолго до наступления эры кино- и видеопиратства фильм про Разина вызвал множество скандалов вокруг вопроса авторских прав. Сценарист Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей (был такой!) с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синтематографических театрах». Он получил отказ, мотивированный так: его сценарии признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения». Указывалось также, что развитие синематографических театров идет во вред развитию «настоящих театральных предприятий».
Нет ли лишнего билетика?
В камышинском историко-краеведческом музее сохранилась программка иллюзиона «Патэ», по которой можно узнать много интересного. Например, то, что представление длилось час, из которого 15 минут занимал антракт между сеансами и еще 15 (3 по 5 минут) отводилось на перерывы между отделениями. Итого, на фильмы отводилось ни много ни мало — 30 минут. Заметим, что хронометраж картин в начале XX века составлял от 1 до 4 минут.
В специальном примечании дирекция оставляла за собой право заменять кинокартины. Сегодняшнего зрителя подобное, конечно же, возмутило бы до глубины души, но в то далекое время первых автомобилей, аэропланов и фильмов такая замена не считалась инцидентом... И немного о ценах. Они зависели от возраста — детский билет стоил 15 копеек; и места (в зависимости от ряда) – от 20 до 30 копеек. Для сравнения, Управа продавала жетоны для отпуска воды из городского водопровода (норма отпуска — два ведра) за 1 копейку, а проехаться на извозчике за город (самый длинный маршрут) обходилось в 30 копеек.
В программке представлены семь кинокартин. Шесть из них отнесены к так называемому «Парижскому репертуару», а две, по-видимому, самые полнометражные (3-4 мин.) имеют почти покадровое описание происходящих в них событий. Это «Война в Марокко» и «Драма под московских цыган» (стиль сохранен). В первом описании мы видим лишь географию событий и расположение войск. Собственно, все происходящее сводится к последней фразе «множество убиенных». Эдакая предтеча будущих батальных сцен в исторических картинах или даже боевиках.
Описание «Драмы...» интересно одним тем, что действие в отличие от остального «Парижского репертуара» происходит в России. Это наше кино! Пользуясь этим, автор программки явно делает упор на национальные чувства: «игра лучших московских артистов и цыган», «...добежав до Москва-реки» и так далее. Между тем разыгранная в фильме история больше смахивает на индийскую мелодраму. Вкратце дело было так: цыган Алеко имеет две роковые страсти — возлюбленную и карты. Он божится любимой более никогда не садиться за игральный стол, однако «коварный соперник», влюбленный в ту же красавицу, все-таки втягивает его в игру. В итоге, девушка проиграна в карты, но «коварный соперник» ей не мил, а потому она предпочитает смерть. Узнав об этом, Алеко раскаивается и, «добежав до Москва-реки», тоже кончает жизнь самоубийством.
Отметим, что даже при наличии в картине столь душераздирающих сцен никакого штампа «Детям до 16-ти воспрещается» на программке нет. Зато есть «автограф» цензора: «Печатать разрешено».