— Где, кроме Волгограда и Астрахани еще есть арбузы в таком количестве и такого качества? — сказал, в частности, Виктор Зубков и предложил одним из первых шагов по продвижению волгоградских арбузов на рынок расширить географию поставок.
Однако не все жители региона поддержали идею высокопоставленного чиновника. В частности, в интернет-изданиях среди пользователей возник спор на тему того, не слишком ли «узкую» специализацию обозначил первый заместитель? «Что мы только арбузы с картошкой выращивать и горазды?!» — слышны слова возмущения. И доводы приводятся довольно серьезные — например, о количестве промышленных предприятий в Волгограде и Камышине.
И вот, в начале февраля, заместитель главы администрации Волгоградской области по промышленности и торговле Александр Быкасов провел совещание с руководителями машиностроительных предприятий региона. Как сообщает пресс-служба обладминистрации, заседание прошло в Волгоградском государственном колледже управления и новых технологий (бывшем машиностроительном техникуме), который был выбран далеко не случайно: это образовательное учреждение в течение 60 лет готовит рабочую смену для предприятий машиностроительной отрасли.
Анализируя промышленные успехи, Александр Быкасов отметил, что по большинству видов продукции объем выпуска превысил уровень того же периода предшествующего года. В частности, по подшипникам шариковым и роликовым — на 75,7 %, насосам центробежным для перекачки жидкостей, подъемникам жидкостей — на 43,3 %, машинным установкам и аппаратам, дождевальным и насосным станциям — на 21,7 %, плитам газовым бытовым — на 4,7 %. Выпуск автокранов вырос по сравнению с 2009 годом в 2,8 раза, автобусов — на 12,8 %.
Однако Быкасов честно признал: в СССР продукция машиностроения занимала почти 40 % в общем объеме выпускаемой в области продукции. К 2008 году эта доля уменьшилась до 8 %, а кризис 2009 года сократил цифру до 4,5 %. По убеждению областных властей, в регионе есть предпосылки возродить былую славу волгоградских машиностроителей После длительного кризиса заработали оборонные предприятия: «Баррикады», «ЦКБ Титан». Не сбавляет обороты ОАО «Волгограднефтемаш». Улучшилась обстановка на камышинских предприятиях — ОАО «Газпромкран» и ООО «Завод слесарно-монтажного инструмента». Урюпинский крановый завод, отметивший столетний юбилей, показывает стабильные результаты. В 2010 году достойно работал Волжский подшипниковый завод.
— Мы ставим перед собой задачу добиться темпов роста промышленного производства в нашей области не менее 10 % в год. Задача не простая, но вполне посильная. Определить цели нам поможет разработка региональной стратегии развития машиностроения, которая должна быть встроена в федеральные стратегии, разработанные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, — сказал Александр Быкасов. — Машиностроение — это, как правило, высокотехнологичное производство. Оно дает работу большому количеству смежников и поставщиков, производит продукт с большой добавленной стоимостью, обеспечивает кооперативными заказами другие предприятия. Одна из главных задач — развитие внутриобластной производственной кооперации.
По какому же пути идти областям: развивать сельское хозяйство или промышленность? Вопрос специализации очень важен, особенно когда становится понятно, что советская многофункциональность регионов безвозвратно канула в лету.